Деяния неаполитанских епископов


«Дея́ния неаполита́нских епи́скопов» (лат. Gesta episcoporum Neapolitanorum) — латиноязычная хроника, описывающая историю Неаполитанской епархии с I по конец IX века. Является одним из основных источников по истории Неаполя в эпоху Поздней Античности и Раннего Средневековья.

«Деяния неаполитанских епископов» сохранились в единственной рукописи, хранящейся в Ватиканской апостольской библиотеке (Codex Vaticanus № 5007). В этом кодексе находятся тексты, написанные в IX—X веках в Неаполе. Часть рукописи, содержащая, в том числе, окончание «Деяний неаполитанских епископов», утрачена. Первое полное печатное издание этого исторического источника было осуществлено в 1753 году в Неаполе.

Предполагается, что «Деяния» начал составлять на рубеже VIII—IX веков неизвестный нам по имени неаполитанский клирик. Образцом для него, также как и для других аналогичных сочинений[1], послужила «Liber Pontificalis»[2]. Этот автор, компилируя сообщения из имевшихся в его распоряжении исторических источников, изложил историю Неаполитанской епархии с момента её основания в I веке до 762 года. Для него главным источником сведений о событиях в его родном городе послужил список местных епископов. Сообщения о внутринеаполитанских событиях в этой части «Деяний» очень кратки: основное внимание уделяется продолжительности понтификатов глав неаполитанской кафедры и их строительной деятельности. Одновременно, в отличие от других подобных исторических источников, в «Деяниях неаполитанских епископов» присутствуют обширные выдержки из трудов более ранних авторов[3]. Вероятно, они были призваны показать, что история Неаполитанской епархии является неотъемлемой частью всемирной истории[4].

В конце IX века «Деяния» были продолжены новым автором — диаконом неаполитанской церкви Святого Януария[англ.] Иоанном, описавшим историю епархии с 763 по 872 год. Эта часть «Деяний» является полностью самостоятельным сочинением. В отличие от первого автора, Иоанн почти всё своё внимание уделял деятельности глав неаполитанской кафедры, а сообщения о событиях, происходивших вне Неаполя, в большинстве случаев относятся только к тем, которые непосредственно затрагивали его родной город. Сведения, сообщаемые им, почти всегда правдивы и точны[5]. В качестве источников информации Иоанн Диакон использовал письменные документы и устные рассказы, а в последней части своего сочинения — личные наблюдения. Характерными чертами изложения событий второй части «Деяний неаполитанских епископов» являются антивизантийские и про-папские взгляды автора, а также выражение им симпатий к Франкской империи и критического отношения к герцогам Неаполя[4].