Grumman E-2 Hawkeye


Грумман E-2 «Хокай» (англ. Grumman E-2 Hawkeye) — американский всепогодный палубный тактический самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Этот двух двигательный турбовинтовой самолет был спроектирован и разработан в конце 1950-х - начале 1960-х годов компанией Grumman Aircraft Company для ВМС США в качестве замены более раннего E-1 Tracer с поршневым двигателем, который быстро устаревал. Характеристики самолета были улучшены с помощью версий E-2B и E-2C, где большинство изменений было внесено в радиолокационную станцию и системы связи благодаря достижениям в области интегральных микросхем и другой электроники. Четвертой основной версией Hawkeye является E-2D, который впервые поднялся в воздух в 2007 году. E-2 был первым самолетом, разработанным специально для целей ДРЛО, в отличие от самолетов с модификацией существующего планера, таких как Boeing E-3 Sentry. Различные версии Hawkeye находятся в непрерывном производстве начиная с 1960 года, что является самым длительным производственным циклом среди всех палубных самолетов.

В последние десятилетия Е-2 часто называли «Хаммером» из-за характерного звука его турбовинтовых двигателей, совершенно непохожего на звук турбореактивных и турбовентиляторных реактивных двигателей. Помимо службы в ВМС США, некоторое количество E-2 было продано вооруженным силам Египта, Франции, Израиля, Японии, Мексики, Сингапура и Тайваня. Grumman также использовали базовую компоновку E-2 для производства военно-транспортного самолета Grumman C-2 Greyhound.

Самолёт E-2 «Хокай» был принят на вооружение в 1964 году и предназначался для обеспечения ПВО ВМС США.

Всего было изготовлено 59 самолётов варианта E-2A, который был оснащен мощной РЛС APS-96, способной отслеживать множество целей. Большинство этих машин позднее были переоборудованы в вариант E-2B с центральной ЭВМ управления элементами систем и сняты с вооружения флота в середине 1980-х.

Стандартным самолётом сейчас является вариант E-2C, первый полет которого состоялся 20 января 1971 года. E-2C имел РЛС APS-125 и усовершенствованную авионику. На протяжении ряда лет машины этой серии постоянно улучшались. Например, на них последовательно устанавливались РЛС APS-138, -139 (с 1989 года) и APS-145, которой были оснащены и более ранние «Хокаи». APS-145 обеспечивала лучшую защиту от воздействия электронных средств противника и имела большие возможности для ведения воздушной разведки. На самолётах также устанавливались системы связи и опознавания «свой-чужой». Всего ВМФ США получил 139 машин этого типа.