LAV-25


LAV-25 (англ. LAV-25Light Armored Vehicle — лёгкая бронированная машина) — канадская боевая разведывательная машина, выпускаемая компанией General Dynamics Land Systems — Canada[K 1] для Корпуса морской пехоты США, являющаяся дальнейшим развитием швейцарской бронемашины MOWAG Piranha I (нем. MOWAG Piranha I).[1]

Бронетранспортёр LAV-25 создавался в рамках конкурса, проводившегося в начале 1980-х годов совместно Армией и Корпусом морской пехоты США и специально созданным управлением LAV (Light Armored Vehicle — легкобронированная машина).[2] В сентябре 1981 года было заключено три контракта на разработку опытных прототипов с канадскими, американскими и британскими претендентами. Конкуренцию канадскому проекту «Пирана» с колёсной формулой 6 × 6, а затем 8 × 8 корпорации General Motors of Canada[en] в Оттаве, провинция Онтарио (в свою очередь являвшуюся модифицированной версией одноименной модели швейцарской фирмы MOWAG[en]), в отборочном туре составляли удлинённые копии многоцелевых четырёхколёсных машин V-150 и V-160 американской корпорации Cadillac Gage Corporation[en] в Уоррене, штат Мичиган (филиал Ex-Cell-O Corp.), а также гусеничные машины из семейства CVR(T) британской компании Alvis Company Ltd, Ковентри, графство Уэст-Мидлендс, с новым двигателем и трансмиссией. В ноябре 1981 кандидаты прислали опытные прототипы для прохождения ускоренных испытаний на полигоне морской пехоты «Твентинайн-Палмз», штат Калифорния. Для контрольных стрельб машины были оснащены 25-мм скорострельными автоматическими пушками M242 Bushmaster (в варианте «лёгкая штурмовая машина») или 90-мм пушками Cockerill Mk.3 бельгийского производства (вариант «боевая машина с тяжёлым вооружением» для армии или «штурмовое орудие» для морпехоты). Особенностью ускоренных испытаний в отличие стандартной практики проведения конкурсного отбора было то, что армейские экипажи и экипажи морпехоты, подобранные для испытаний, были совершенно не знакомы с испытуемыми машинами и учились эксплуатации машин на ходу (как правило, этому предшествует двух- или трёхмесячная подготовка под руководством заводских испытателей, но в данном случае обошлись кратким инструктажем). По завершении испытаний в 1982 году руководители управления LAV объявили победителем конкурса канадский прототип, который предполагалось закупать в Канаде. Исходный заказ несколько раз пересматривался в сторону увеличения, по состоянию на 29 февраля 1982 года он составлял: 2315 машин для армии (из них 1452 БТР, 680 БМТВ, 183 БРЭМ) и 744 для морской пехоты (из них 289 ЛШМ, 138 ШО, 33 БРЭМ и 284 других, включая КШМ, СЭМ и прочие).[3]

Было заказано 701 бронированных разведывательных машин LAV-25 с 25-мм пушкой. Первые машины поступили на вооружение морской пехоты США в октябре 1983 года.