Rockwell International


Rockwell International, «Ро́куэлл»[3] — американский производственный конгломерат второй половины XX века. Производил самолёты, космические корабли. «Рокуэлл» был основан в 1919 году Уиллардом Рокуэллом. На своем пике в 1990-х годах «Рокуэлл» занимала 27-е место в списке Fortune 500 с активами более 8 млрд долларов, продажами в 27 млрд долларов и 115 000 сотрудников.

Около половины доходов от продаж продукции и предоставляемых услуг составлял федеральный клиентский сектор обслуживания военных заказов (без учёта иностранных заказчиков американского вооружения и военной техники)[4]. В 1980-е годы стабильно входила в дюжину крупнейших подрядчиков военно-промышленного комплекса США по объёму заказов[5].

В конце 1920-х годов в США в авиации сформировалось три крупных концерна: Aviation Corporation of the Americas (позже слившийся с Pan Am), United Aircraft and Transportation (консорциум Boeing/Rentschler) и North American Aviation, которую создал финансист Клемент Киз (Clement Keys). North American был крупным холдингом, включавшим 45 компаний: производителей самолётов и авиационных двигателей и несколько авиалиний. Холдинг сильно пострадал с началом Великой депрессии и в 1930 году был куплен General Motors; в 1936 году под давлением Сената США авиационным концернам, включая North American, пришлось разделить производителей самолётов и авиакомпании. В годы Второй мировой войны North American выпустила больше военных самолётов, чем любой другой авиапроизводитель США, среди моделей были P-51 Mustang, B-25 Mitchell и T-6 Texan[6][7].

С окончанием Второй мировой войны компания продолжила выпуск военных самолётов, в том числе с использованием разработок, вывезенных американцами из Германии; уже в 1949 году начался серийный выпуск первого реактивного истребителя компании F-86 Sabre, широко применявшийся во время войны в Корее. В 1948 году General Motors продала свою долю в North American. Вскоре были созданы новые подразделения: ракетное, авионики и атомной энергетики. Основой ракетного подразделения стала дочерняя компания Rocketdyne, разработавшая и производившая такие ракеты, как «Тор», «Юпитер», «Атлас» и «Редстоун» (последняя использовалась как в военной, так и в космической программах). Репутацию компании сильно испортила авария 27 января 1967 года во время наземных испытаний космической капсулы «Аполлон-1». Возникшие финансовые затруднения привели к слиянию с Rockwell-Standard в марте того же года; Rockwell-Standard была основана в 1919 году в Висконсине и на момент слияния была в числе крупнейших в мире производителей автокомплектующих. Председателем объединённой компании стал Уиллард Рокуэлл, а президент и генеральный директор North American Джон Этвуд сохранил те же посты; формально Rockwell-Standard с выручкой 636 млн долларов поглотила North American с выручкой 2,37 млрд долларов[6].