Royal Aircraft Factory R.E.8


Royal Aircraft Factory R.E.8 — английский самолёт-разведчик, применявшийся также в качестве бомбардировщика в период Первой мировой войны. Данная модель была предназначена для замены чересчур уязвимых в бою разведчиков B.E.2. R.E.8 был неудобен в управлении, и поэтому пилоты английских ВВС, испытавшие самолёт, поначалу отзывались о нём негативно.. Самолёты данного типа были основными разведчиками и корректировщиками в британских ВВС с середины 1917 вплоть до конца войны. Всего было построено более 4000 самолётов и они использовались на всех основных фронтах Первой мировой войны.

Первый из двух построенных прототипов R.E.8 (англ. Reconnaissance Experimental 8 — «Экспериментальный разведчик 8») поднялся в воздух 17 июня 1916 года[2]. При разработке данной модели самолёта учитывались недостатки его предшественника, B.E.2, в частности на новые самолёты устанавливались более мощные двигатели, у них была повышена бомбовая нагрузка. У данной модели было более мощное вооружение, пулемёт пилота был синхронизирован. R.E.8 был менее стабилен при полётах нежели B.E.2, хотя новая модификация самолёта по задумке должна была бы стать более устойчивой, прежде чем на неё бы пересели пилоты с B.E.2[3].

Первый самолёт данного типа прибыл во Франция в ноябре 1916 года. Изначально, у пилотов, менявших B.E.2 на R.E.8 возникали большие проблемы с более чувствительными средствами управления аэропланом, что нередко приводило к авариям. Поэтому основная часть самолётов простаивала в полевых ангарах до появления нового, более крупного вертикального стабилизатора, улучшавшего противоштопорные характеристики. Новая усовершенствованная модель казалась полевым лётчикам более удовлетворительной, но опыт первых боестолкновений с германскими аэропланами оказался чрезвычайно неблагоприятным для КВВС. Только 13 апреля 1917 года патруль из 6 R.E.8 из английской 59-й эскадрильи был полностью уничтожен за 5 минут одним-единственным самолётом из прославленного германского авиасоединения Jasta 11.[4]

После «кровавого апреля» уровень потерь в эскадрьльях, укомплектованных R.E.8 значительно понизился, вследствие улучшения качества подготовки лётного состава и внедрения новой полётной тактики. И хотя этот аэроплан не пользовался большой популярностью у лётчиков, с возложенными на него обязательствами он справлялся довольно неплохо. На рифмованном сленге пилотов он назывался Harry Tate (так звали весьма популярного в то время артиста мюзик-холлов, а употребляемое в качестве прилагательного слово на можно перевести как «любительский» или даже «некомпетентный»). В 1917 году R.E.8 были укомплектованы 18 эскадрилий КВВС, а в 1918 — 19. Единственной страной, кроме Великобритании (и её доминионов), куда поставлялись R.E.8 была Бельгия. В июле 1917 она получила 22 аэроплана. К ноябрю 1918 года R.E.8 были признаны окончательно устаревшими и были быстро сняты с вооружения после подписания перемирия.