SMS Lübeck (1904)


Корабль его величества «Любек» (нем. SMS Lübeck)[~ 1] — четвёртый корабль в серии из семи крейсеров типа «Бремен» флота Германской империи (Кайзерлихмарине), назван в честь города Любек. Построен на верфи AG Vulcan Stettin в городе Штеттин. Корпус был заложен в 1903 году, спущен на воду в марте 1904 года. В апреле 1905 году вошёл в состав флота. Был вооружён главной батареей из десяти 105 мм орудий и двумя 450-мм торпедными аппаратами. Мог развивать скорость в 22,5 узла (41,7 км/ч).

Первую декаду своей карьеры «Любек» служил в составе флота Открытого моря и после начала Первой мировой войны в августе 1914 года был переброшен на Балтийское море для обороны германского побережья от возможного нападения российских сил. В первые три года войны крейсер нёс тяжёлую службу, участвовал в захвате Либавы и дважды был атакован подлодками Антанты. В 1916 году крейсер подорвался на мине, но был отремонтирован и в 1917 году был переведён на вспомогательную службу. «Любек» пережил войну, был передан Британии в качестве военного трофея в 1920 году и был впоследствии разобран на металл.

«Любек» был заложен по контракту «Ersatz Mercur»[~ 2], корпус был заложен на верфи AG Vulcan Stettin в городе Штеттин в 1903 году, спущен на воду 26 марта 1904 года, после чего начались работы по достройке корабля. 26 апреля 1905 корабль вошёл в состав Гохзеефлотте[1]. Был 111,1 м длиной, 13,3 м шириной, имел осадку в 5,4 м, водоизмещение в 3661 т при полной боевой загрузке[2] (капитан: Александр Мойрер). Двигательная установка состояла из двух паровых турбин системы Парсонса развивавших мощность в 11,5 тыс. лошадиных сил (8.600 кВт), корабль развивал скорость в 22,5 узла (41,7 км/ч)[3]. «Любек» стал первым кораблём германского имперского флота, оснащённым турбинной силовой установкой[4]. Пар для машины образовывался в десяти водотрубных паровых котлов военно-морского типа, топливом для которых служил уголь. Крейсер мог нести 860 тонн угля, что обеспечивало дальность плавания в 3.800 морских миль (7.000 км) на скорости в 12 узлов (22 км/ч), что было меньше чем у кораблей его типа из-за меньшей эффективности турбин. Экипаж крейсера состоял из 14 офицеров и 274—287 матросов[3].

Вооружение крейсера составляли десять 105 мм скорострельных орудий системы SK L/40 на одиночных опорах, Два орудия были размещены рядом на носу, шесть вдоль бортов по три на каждом борту и два бок о бок на корме. Орудия имели прицельную дальность в 12 200 м. Общий боезапас оставлял 1.500 выстрелов, по 150 выстрелов на орудие. Помимо артиллерийского вооружения крейсер нёс два 50-см подводных торпедных аппарата с боезапасом по четыре торпеды на аппарат. «Любек» мог нести 50 мин[5]. Корабль был защищён бронированной палубой толщиной до 80 мм. Толщина стен рубки составляла 100 мм, орудия были защищены тонкими щитами 50 мм толщины[2].