Short Empire


Short Empire (рус. Шорт «Эмпайр»[2]) — четырёхмоторная летающая лодка-моноплан средней дальности, спроектированная и разработанная компанией Short Brothers[en] в 1930-х годах для удовлетворения требований растущего сектора коммерческих авиалиний, с особым акцентом на её полезность на основных маршрутах, обслуживающих Великобританию. Она была разработана параллельно с морским патрульным бомбардировщиком Short Sunderland, который принимал участие во Второй мировой войне; её дальнейшей производной стал тандем Short Mayo Composite[en].

На разработку Short Empire в значительной степени повлиял её основной заказчик, авиакомпания Imperial Airways[en], которая изначально разработала требования к самолёту. Imperial Airways и её преемник, British Overseas Airways Corporation (BOAC), наряду с Qantas Empire Airways и Tasman Empire Airways Limited[en] (TEAL), эксплуатировали этот тип в коммерческих целях. После вступления в эксплуатацию Empire регулярно летали между материковой частью Великобритании, Австралией и различными британскими колониями в Африке и Азии, обычно перевозя пассажиров и почту совместно. Empire также использовались на различных других маршрутах, например, между Бермудскими островами и Нью-Йорком.

Empire также принимали участие в военных действиях во время Второй мировой войны. Королевские ВВС (RAF), Королевские ВВС Австралии (RAAF), Королевские ВВС Новой Зеландии (RNZAF), а также недолго Королевские ВВС Канады (RCAF) использовали этот тип для проведения различных военных операций, особенно в качестве десантной платформы для противолодочного патрулирования и общих транспортных функций.

В 1930-е годы мировой спрос на авиаперевозки рос постоянно и быстро. Поэтому, стремясь увеличить свою долю на этом развивающемся рынке, британская авиакомпания Imperial Airways[en] стремилась к расширению и искала для этого новейшие технологии. В частности, технический советник Imperial Airways майор Роберт Хобарт Майо разработал спецификацию для нового типа самолёта, который должен был обслуживать как пассажирские, так и грузовые перевозки по всему миру. В этой спецификации требовался самолёт, способный перевозить до 24 пассажиров с комфортом, а также достаточное пространство для авиапочты и грузов, одновременно способный развивать крейсерскую скорость 170 миль в час и иметь дальность полёта не менее 700 миль; также была предусмотрена возможность увеличения дальности полёта до 2000 миль для обслуживания североатлантического маршрута[3]. По словам авиационного автора Джеффри Норриса, в то время считалось невозможным построить наземный самолёт такого размера и веса, который при этом обладал бы приемлемыми характеристиками посадки и взлёта, поэтому было решено, что потребуется летающая лодка[3].