USS Lexington (CV-2)


USS Lexington (CV-2) — авианосец США, эксплуатировавшийся в период с 1925 по 1942 год, головной корабль своего типа. В ходе службы был также известен в ВМС США под прозвищами «Леди Лекс» (англ. Lady Lex)[2] и просто «Лекс».

Назван в честь сражения при Лексингтоне 1775 года, первого вооружённого столкновения в ходе Войны за независимость США.

Авианосец ВМС США «Лексингтон» был спущен на воду в октябре 1925 г и принят на вооружение в декабре 1927. На правом борту он имел массивную надстройку, окружённую двумя спаренными 203-мм АУ спереди и двумя сзади. Другими же характерными чертами авианосца были бронирование корпуса вплоть до полётной палубы, за исключением мест спуска и подъёма шлюпок. Двухэтажный ангар, два расположенных по осевой линии корабля самолётоподъёмника и установленная на носу «катапульта». В наследство от крейсеров авианосец получил турбоэлектрическую ГЭУ с 4 турбогенераторами, подававшими энергию на восемь электродвигателей, установленных по два на каждом гребном валу (применить такую силовую установку заставило отсутствие в США зубчатых редукторов, рассчитанных на такую мощность).

Во время нападения на Пёрл-Харбор корабль обеспечивал авиационную поддержку подразделений морской пехоты США, удерживавших остров Мидуэй, и поэтому избежал катастрофы. «Лексингтон» был в срочном порядке перестроен, лишившись громоздких 203-мм АУ. Взамен на нём установили ещё 7х4 28 мм зенитных автомата (всего стало 12) и 22х1 20-мм АУ «Эрликон».

Первой боевой операцией «Лексингтона» была неудавшаяся попытка освобождения острова Уэйк, состоявшаяся сразу после нападения на Пёрл-Харбор. В конце января 1942 авианосец обеспечивал прикрытие рейда на Маршалловы острова, а затем привлекался к отдельным операциям в юго-западной части Тихого океана. И только в марте 1942, когда к нему присоединился более современный авианосец «Йорктаун» — «Лексингтон» получил более важное задание.