Авито


Ави́то — российский интернет-сервис для размещения объявлений о товарах, недвижимости, вакансиях и резюме на рынке труда, а также услугах, занимающий первое место в мире среди сайтов объявлений[4]. Объявления могут размещать как частные лица, так и компании. Товары, предлагаемые к продаже на «Авито», могут быть новыми и бывшими в использовании. На апрель 2023 года количество активных объявлений на платформе превысило 150 миллионов, увеличившись за год почти в два раза[5], тем самым «Авито» является самой большой площадкой ресейла в России[6].

Основан в 2007 году шведскими предпринимателями Йонасом Нордландером и Филипом Энгельбертом. С 2015 по 2022 год «Авито» принадлежал южно-африканской медиагруппе Naspers[7][8]. В мае 2022 подразделение южноафриканского холдинга Naspers — Prosus приняло решение прекратить участие в операциях в России[9]. В октябре 2022 года владельцем сервиса стала Kismet Capital Group Ивана Таврина[10].

Головной офис расположен в Москве, также открыты офисы в Санкт-Петербурге, Казани и Самаре[11]. Численность персонала на октябрь 2022 года составляет более 5000 человек[12].

«Авито» (Avito) был создан 15 октября 2007 года. Основали компанию шведские предприниматели Йонас Нордландер и Филип Энгельберт[13]. Идея открыть собственный бизнес появилась у Нордландера ещё в 1998 году. Спустя год он вместе с друзьями создал интернет-аукцион Tradera.com, который в 2006 году был продан компании eBay за 48 млн долларов США. В 2007 году Нордландер посетил Россию и увидел в ней перспективный рынок с большим потенциалом развития, даже несмотря на небольшие показатели проникновения интернета в стране на тот момент (в пределах 20-25 %[14]). Вернувшись в Швецию после визита в Россию, Нордландер начал встречаться с инвесторами и продвигать идею создания сайта объявлений. Одним из инвесторов был Филип Энгельберт, на тот момент работавший в компании, купившей справочники Yellow Pages. Нордландер и Энгельберт объединили усилия и вместе создали «Авито»[15].

Запущенный в 2007 году сайт «Авито» специализировался на товарах повседневного спроса. Также, помимо публикации объявлений, на сайте присутствовала возможность размещения аукционов. Уже в 2009 от этой функции было решено полностью отказаться, вместо этого руководство компании сфокусировалось на работе с объявлениями.

В 2010 году ежемесячная аудитория сайта расширилась до 10 млн уникальных посетителей. Компания получила инвестиции в размере 26 млн долларов от шведского концерна Investment AB Kinnevik и фонда Northzone Ventures[16]. На украинском рынке был запущен проект TORG.ua, позднее объединённый с OLX.ua[17]