Азербайджанский танец


Азербайджанские народные танцы (азерб. Azərbaycan xalq rəqsləri; آذربایجان خالق رقس‌لری) — танцевальное искусство азербайджанского народа. Музыкальный размер многих азербайджанских танцев — 6/8 и 3/4[1], распространены также размеры 2/4 и 4/4[2][⇨]. Различаются следующие виды танцев: героические, бытовые, трудовые, обрядовые, спортивные, хороводно-игровые[1][⇨].

По характеру и ритму азербайджанские народные танцы делятся на весьма плавные, плавные и оживлённые. Характерный рисунок азербайджанских танцев обусловлен их ритмическим построением. Азербайджанский танец, как правило трёхчастный: первая часть является стремительной и представляет собой ход по кругу, танцор держит корпус строго и горделиво[1], вторая — лирическое застывание на месте (сюзме) и третья — снова ход по кругу — уверенный, стремительный и торжественный[3][⇨].

Наименования многих танцев, особенно старинных, это названия наиболее любимых животных или растений: «джейрани» — газель, «лалэ» — полевой мак, «беневше» — фиалка, «иннаби» — плод фруктового дерева и др. Почти все азербайджанские танцы — сольные[4].

Процесс возникновения и формирования народного танцевального искусства на территории Азербайджана был долгим и многовековым[1]. Такие массовые обрядовые танцы, которые бытовали в народе ещё до недавнего прошлого, как «году-году», «коса-коса», «хыдыр ильяс» и др. также являются старинными. При дворах правителей на территории Азербайджана существовали танцевальные ансамбли, которые славились высоким мастерством танцовщиков[1].

О танцевальном искусстве азербайджанского народа в XVII в. писал один из членов голштинского посольства Адам Олеарий[5]:

Подле беседки плясала толпа охджи, или стрельцов из лука, которые держали свои луки вверх и, как в балете, довольно искусно под музыку и в такт помахивали этими луками и опять оставляли их в прежнем положении.[6][5]