Большой театр (Санкт-Петербург)


Большо́й теа́тр (Ка́менный театр) — петербургский театр, существовавший в 1784—1886 годах, с 1886 года — Петербургская консерватория. Первое постоянное в Санкт-Петербурге, крупнейшее в России и одно из крупнейших театральных зданий в Европе XVIII — первой половины XIX века[источник не указан 884 дня]. Находился на Театральной площади. В 1886 году здание Каменного театра было частично разобрано и перестроено в современное здание Петербургской консерватории.

Как свидетельствуют архивные документы, первое каменное здание Большого театра начали возводить в 1775 году по проекту Антонио Ринальди. Людвиг Филипп Тишбейн выполнил механизацию сцены, живописные и декоративные работы, М. А. Деденёв работал над фундаментами и возведением стен, с 1781 года за строительством наблюдал Ф. В. фон Баур. Открытие театра состоялось 24 сентября 1783 года[1].

Вокруг театра стояло 12 фонарей и 4 камина из «дикого камня», мостовая вокруг была сделана каменной[1]. Основной объём здания был двухэтажным, над ним возвышался объём зрительного зала и сцены. Главный фасад был раскрепован на ширину сцены[2] и рустован, его украшали тосканские пилястры. На колоннах располагался аттик с баллюстрадой; украшением служили статуи Минервы (на фронтоне), Дианы и Латоны[3].

Вот как Георги описывает здание Большого театра: «Снаружи оный представляет здание величественного вида. Над главным входом стоит изображение сидящей Минервы из каррарского мрамора, с её символами, и на щите: „Vigilando quiesco“ (покоясь, продолжаю бдение)». Здание имело 8 крылец, 16 выходов; копьё Минервы служило громоотводом. Театр вмещал около 2 тыс. зрителей, имел 3 яруса лож, балкон, партер и амфитеатр. Под крышей располагалось четыре водохранилища[2]. Декорации для нового театра были написаны П. Гонзаго и Скотти.

В 1790-х годах был уничтожен амфитеатр, поднята и украшена золочёными колоннами, гербом и короной царская ложа, расписаны ложи ярусов[3].

В 1802 году император Александр I пожелал увеличить и отделать заново Большой театр, сделать более парадным его внешний облик. Эта задача была возложена на французского архитектора Тома де Томона. Все работы были выполнены за восемь месяцев — необычайно короткий по тому времени срок — и завершены в 1805 году, за что зодчий получил титул придворного архитектора.