Петербургский трамвайно-механический завод


Петербу́ргский трамва́йно-механи́ческий заво́д (ПТМЗ) — бывшее предприятие по производству трамваев, располагавшееся в Санкт-Петербурге. Единственный завод в СССР, для которого трамваестроение было основным профилем[1].

На протяжении нескольких десятилетий (с 1934 до 1981 года) являлся единственным поставщиком подвижного состава для трамвайной системы Ленинграда/Санкт-Петербурга.

С 2012 ОАО «ПТМЗ» и ЗАО «Вагонмаш», принадлежащие группе компаний «Дедал-Вагоны», испытывали финансовые трудности, производство было практически остановлено, в результате в 2013 году оба завода признаны банкротами.

В 1928 году трестом «Лентрамвай» был разработан технический проект вагоноремонтного завода № 1 (ВАРЗ) на Чугунной улице; закладка предприятия на состоялась в 1929 году. Строительство шло трудно, в ход пришлось вмешаться лично С. М. Кирову. Пуск планировался на 1 января 1934 года, но в строй завод вступил лишь весной. В 1933 году было принято решение не только ремонтировать трамваи на предприятии, но и строить их (однако название завода осталось прежним). Выпускал трамваи ЛМ (Ленинградский моторный) и ЛП (Ленинградский прицепной).

До пуска завода на Чугунной улице производство располагалось в Центральных ремонтных мастерских Трамвайного парка № 2, где в 1933 году и были построены первые четырёхосные вагоны ЛМ-33.

15 мая 1934 года состоялось открытие ВАРЗ на Чугунной улице[4]. На церемонии выхода из цеха первого трамвая присутствовал С. М. Киров. За предвоенные годы было построено 232 моторных и столько же прицепных вагонов.