Вешин, Ярослав


Ярослав Вешин (чеш. Jaroslav Věšín, болг. Ярослав Вешин; 23 мая 1860[1][2][…], Vraný[вд], Австрийская империя[3][4] — 9 мая 1915[3][4], София, Царство Болгария[5][4]) — болгарский художник, чешского происхождения. Один из основателей современного болгарского искусства XIXXX веков.

Ярослав Вешин, чех по происхождению, родился 23 мая 1860 года в городе Враны (Чехия, в то время Австрийская империя). Учился в пражской гимназии, где впервые познакомился с произведениями чешских мастеров живописи, затем в 1876—1880 годах в пражской Академии художеств. Подъём национального изобразительного искусства, представленного такими мастерами, как Антонин Манес, Гвидо Манес, Йозеф Навратил и др., оказал сильное воздействие на формирование художественного вкуса молодого художника.

В 1881—1883 годах учился в Академии изобразительных искусств Мюнхена у Карла Пилоти, Юзефа Брандта, Отто Зайтца, специализировался на исторической и жанровой живописи. После окончания академии он некоторое время живёт и работает в Мюнхене и в Словакии, создавая картины на мотивы сельской жизни Словакии.

В 1897 году переехал в Болгарию и оставался там до конца своей жизни. В 1897—1904 годах по приглашению министра образования Константина Величкова он работал преподавателем в только что открытой государственной школе живописи (ныне Болгарская национальная художественная академия). С 1904 года работал военным художником при Военном министерстве Болгарии.

Скончался 9 мая 1915 года в Софии. Именем Ярослава Вешина названа одна из улиц Софии в районе Триадица.

В Болгарии Я. Вешина увлекает общее культурное возрождение родственного славянского народа после освобождения от османского ига, он пишет реалистические картины быта болгарской деревни: «Урожай в Радомире» (1897), «Пахарь» (1899), «Контрабандисты» (другое название «Гайдуки», 1899), «Урожай» (1900) и другие. Значительное место занимают картины, посвященные болгарским базарам, где художника привлекают живописные характеры и оригинальные сцены: «Конный базар в Софии» (1899), «Перед базаром» (1899), «Возвращение с базара» (1898). Главной темой в творчестве этого периода является жизнь и труд болгарских крестьян[7].