Вилла Медичи


Вилла Медичи (итал. Villa Medici) — вилла на склоне римского холма Пинчо поблизости от церкви Сантиссима-Тринита-дей-Монти и знаменитой Испанской лестницы в Риме. С 1803 года здесь размещается Французская академия в Риме. Это самая высокая точка Рима[1].

В античности на этом месте простирались сады Лукулла; здесь же находилась вилла, в которой лишилась жизни императрица Мессалина. Вилла была резиденцией древнеримского императора Гонория и византийского полководца Велизария. В Средние века эту территорию занимали виноградники.

В эпоху Возрождения, в 1570 году участок земли в юго-восточной части бывших садов Лукулла приобрёл кардинал Джованни Риччи де Монтепульчано. Он поручил строительные работы флорентийцу Нанни ди Баччо Биджо (Нанни Липпи), но архитектор умер в 1568 году, до завершения работ. Строительство продолжал сын Нанни — Аннибале Липпи в 1570—1574 годах. Он же спроектировал садовый (северный) фасад с великолепной лоджией, двумя башнями и скульптурами львов, «стерегущих» вход. Фасад украшен древними барельефами, найденными при раскопках, в том числе двумя фрагментами, принадлежавшими древнему Алтарю Мира Августа.

В 1576 году склон Пинчо приобрёл кардинал Фердинандо Медичи, будущий правитель Флоренции. Он поручил Бартоломео Амманати завершить строительство и создать парк в модном тогда стиле маньеризма. Это было первое поместье дома Медичи на территории Вечного города. В 1587 году Фердинандо Медичи стал великим герцогом Тосканским. В течение полутора веков вилла была одним из самых престижных мест в Риме, где жили послы Великого герцогства Тосканского при папском дворе.

В 1633 году на вилле останавливался Галилео Галилей, вначале в качестве гостя Фердинандо II Медичи, а затем насильно во время суда над ним в Трибунале инквизиции.

Реставрация помещений виллы 1985 года выявила ранее скрытые под побелкой фрески, выполненные флорентийским живописцем Якопо Дзукки, учеником Джорджо Вазари, в 1576—1577 годах. К ним относятся росписи «Зала муз», кабинета Фердинандо и росписи вестибюля гротесками во флорентийском стиле[2].