Амманати, Бартоломео


Бартоломе́о Аммана́ти (Амманнати) (итал. Bartolomeo Ammannati; 18 июня, 1511[6], Сеттиньяно, Тоскана — 13 апреля, 1592, Флоренция, Тоскана) — один из самых известных скульпторов и архитекторов маньеризма флорентийской школы. Работал в Венеции, Падуе, Риме, Флоренции. Близкий друг и единомышленник Джорджо Вазари, вместе с которым организовал в 1561 году «Академию рисунка» во Флоренции.

Родившийся в Сеттиньяно близ Флоренции в 1511 году, Бартоломео в возрасте двенадцати лет осиротел и, чтобы выжить, поступил учеником в мастерскую скульптора и живописца Баччо Бандинелли. Около 1530 года он отправился в Венецию, привлечённый славой Якопо Сансовино, которому помогал в 1537 году при постройке библиотеки Сан-Марко. Он создал скульптуру Нептуна (разрушенную обрушением здания в 1750 году) и некоторые рельефы в арках[7].

В 1544 году Амманати переехал в Падую. В 1546 году он, вероятно, проектировал гробницу для Марко Мантуи Бенавидеса в церкви дельи Эремитани (Chiesa degli Eremitani). Возможно, дворец Тревизан-Мион (Trevisan-Mion) и выполнял многие другие работы[8]. Тогда же он переехал в Рим и был представлен Дж. Вазари папе Юлию III.В 1550 году в Урбино Бартоломео женился на поэтессе Лауре Баттиферри, с которой у него не было детей, но всю жизнь супругов связывала искренняя любовь.

В 1555 году, после смерти Юлия III, Бартоломео Амманати вернулся вслед за Вазари во Флоренцию, ко двору великого герцога Тосканы Козимо I Медичи. Первой работой, которую он получил, был фонтан под названием «Юнона», который должен был находиться в Палаццо Веккьо, в Салоне деи Чинквеченто, напротив трибуны Бандинелли. Позднее эту работу Франческо I Медичи поместил в сад виллы Пратолино. Эта и другие произведения Амманати, созданные между 1555 и 1561 годами, Микеланджело назвал «прекрасными фантазиями»; со временем они стали экспонатами в музее Барджелло.

В 1561 году Амманати вместе с Джорджо Вазари и Аньоло Бронзино был в числе организаторов престижной «Академии рисунка» (Accademia del Disegno), созданной во Флоренции при поддержке великого герцога Козимо I[9].

В последние десятилетия жизни Амманати сблизился с миром иезуитов. С 1572 года задокументированы первые контакты художника с орденом в связи с проектом расширения флорентийского коллегиума (теперь Палаццо дельи Сколопи). В 1575 и 1576 годах Амманнати был в Риме, где подружился с отцом-генералом ордена Эверардо Меркуриано и с Антонио Поссевино, возможно, при посредничестве флорентийского патриция Лудовико Корбинелли, ставшего иезуитом в 1567 году. Под влиянием религиозно-моральных требований ордена художник пришёл к осуждению своих юношеских взглядов; восприняв дух контрреформации, он заклеймил воспроизведение в камне нагих тел как преступление против нравственности[10].