Генерал Слокам


«Генерал Сло́кам» (англ. PS General Slocum) — американский пассажирский пароход с боковым расположением гребных колёс, построенный в Бруклине в 1891 году. В течение своей службы с пароходом неоднократно происходили несчастные случаи, в том числе многократные посадки на мель и столкновения.

15 июня 1904 года «Генерал Слокам» загорелся и затонул в проливе Ист-Ривер в Нью-Йорке[# 1]. Во время этого несчастного случая он перевозил на пикник членов общины Евангелическо-лютеранской церкви св. Марка, в которую входили немецкие американцы из Маленькой Германии на Манхэттене. В результате по оценкам погиб 1021 человек из 1342 находившихся на борту[2][⇨]. Гибель «Генерала Слокама» оставалась наиболее смертоносной катастрофой в Нью-Йорке вплоть до атак 11 сентября 2001 года. Также это происшествие до сих пор занимает первое место по числу жертв среди катастроф в истории города и второе — среди всех морских катастроф в водах США[3]. События, связанные с пожаром на «Генерале Слокаме», были изложены в ряде книг, пьес и фильмов[⇨].

«Генерал Слокам» был построен бруклинским судостроителем Дивайном Бертисом-младшим (англ. Divine Burtis Jr.), получившим контракт на постройку судна 15 февраля 1891 года[4]. Длина киля составляла 72 м, ширина корпуса — 11 м. Он был выполнен из белого дуба и жёлтой сосны. Грузоподъёмность судна составляла 760 тонн[5], а глубина корпуса — 3,7 м. «Генерал Слокам» был оснащён тремя палубами и тремя водонепроницаемыми отсеками[6]:159.

Судно приводилось в действие одноцилиндровым паровым двигателем производства компании W. & A. Fletcher из Хобокена, штат Нью-Джерси. Пар производился двумя котлами при рабочем давлении 360 кПа[7]. Каждое колесо парохода имело по 26 лопастей и было 9,4 м в диаметре. Максимальная скорость судна составляла около 16 узлов (30 км/ч). На корабле обычно находился экипаж из 22 человек, в том числе капитан Уильям Ван Шайк (англ. William Van Schaick) и два кормщика[4].

Пароход получил своё название в честь генерала Гражданской войны[8]:499 и конгрессмена от штата Нью-Йорк Генри Уорнера Слокама. В течение следующих 13 лет он ходил по гавани Нью-Йорка в качестве экскурсионного судна.

После спуска на воду в апреле 1891 года с пароходом регулярно происходили несчастные случаи. Так, через три месяца он сел на мель в заливе Рокавей. Для освобождения судна пришлось задействовать буксиры[4].