Гнесин, Михаил Фабианович


Михаи́л Фабиа́нович Гне́син (18831957) — русский и советский композитор, педагог, музыковед, музыкально-общественный деятель, музыкальный критик. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927). Лауреат Сталинской (Государственной) премии второй степени (1946). Доктор искусствоведения (1943). Профессор (1925). Брат Евгении, Елены, Марии, Елизаветы, Ольги, Григория Гнесиных.

М. Ф. Гнесин родился 21 января (2 февраля) в семье казённого раввина Фабиана Осиповича Гнесина. Он является представителем большой замечательной семьи музыкантов, сыгравших огромную роль в развитии русской музыки и музыкального образования (см. Семья). С детства его окружала музыка: пять старших сестёр играли на музыкальных инструментах (четыре пианистки и одна скрипачка) и получили образование в Москве, а мать была певицей-любительницей. Певцом стал и младший брат — Григорий, с которым Михаил был особенно близок.

С 1892 по 1899 год он обучался в Петровском реальном училище. Начальное музыкальное образование Гнесин получил, обучаясь у одного из лучших ростовских педагогов, имевшего собственные частные музыкальные классы — О. О. Фритче, с которым вместе работал в годы своего второго пребывания в Ростове (1913—1921), учился играть на скрипке и фортепиано. Существенное влияние на музыкальное развитие оказал и кантор синагоги Элеазар Герович. В детстве, пользуясь его советами, Гнесин сочинил свои первые произведения (в основном это были романсы, первый сохранившийся датирован 1890 годом). Интересуясь историей, литературой и этнографией, Михаил Гнесин отличался жаждой знаний, став ещё в юности чрезвычайно эрудированным человеком. Особой сферой его широких интересов стала античность, прежде всего — Греция (одна из первых композиторских попыток была связана с сочинением музыки на текст Эсхила)[1].

К 17 годам определились его профессиональные устремления, поддержанные семьёй: он хочет стать композитором и приезжает в Москву для поступления в консерваторию. Однако он не был принят, что стало для юноши глубоким переживанием. Несмотря на то, что четыре его сестры учились (три уже к тому времени окончили) в консерватории и были в прекрасных отношениях с её директором В. И. Сафоновым, его профессиональная подготовка (прежде всего, очевидно, владение фортепиано) была объявлена недостаточной для включения в число процентной нормы, установленной для евреев. Сафонов предложил ему перейти в православную веру, однако Михаил принципиально не согласился, в итоге став единственным из девяти братьев и сестёр, оставшимся в иудейском вероисповедании. Вскоре он показал свои романсы знаменитому композитору А. К. Лядову, профессору Петербургской консерватории, заслужив одобрительный отзыв последнего и совет безусловно поступать в Петербургскую консерваторию[2].