Звонцов, Василий Михайлович


Васи́лий Миха́йлович Звонцо́в (13 апреля 1917, Вахонькино, Новгородская губерния — 20 ноября 1994, Санкт-Петербург) — советский художник-график, офортист, педагог, автор теоретических исследований.

Василий Звонцов родился в деревне Вахонькино Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Кадуйский район Вологодской области) в семье сельского учителя Михаила Логиновича Звонцова[1][2].

Систематические занятия Василия Звонцова рисованием начались в Череповце под руководством А. А. Алексеевой, выпускницы ВХУТЕИНа. В 1935 году Звонцов поступил в Ленинградское художественное училище. Особое влияние на будущего художника оказал преподававший в училище рисовальщик и офортист Александр Громов. «Именно Громов первым рассказал нам об офорте… С тех пор я задумал непременно стать офортистом», — вспоминал Звонцов.

В 1939 году поступил на факультет живописи ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры, но вскоре был призван в действующую армию. Прошёл всю войну (закончил её в звании подполковника, кавалером пяти боевых орденов)[3].

В 1946 году демобилизовался и восстановился в институте на первом курсе, но перешёл на факультет графики (1948). Его учителями были такие мастера, как Константин Рудаков, Алексей Пахомов, Леонид Овсянников и Г. Д. Епифанов. Окончив Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в 1952 году, Звонцов остался работать на факультете графики. С 1953 по 1971 годы преподавал офорт и подготовил много талантливых художников[4]. На основе накопленного педагогического опыта издал учебник «Офорт. Техника. История», написанный в 1971 году вместе с заведующим кафедрой станковой и книжной графики Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица Владимиром Шистко[5][6]

Работал в области эстампа и станковой графики (карандаш, уголь, китайская тушь). Особое внимание уделял технической стороне своих произведений. Владея всеми известными приёмами офорта. Много сделал в этой технике. Любил игловой офорт и гравирование сухой иглой. Из всех жанров предпочитал пейзаж. Известна серия его офортов, посвящённых Пушкинскому заповеднику в Михайловском. По словам художника, «настоящий пейзаж вызывает чувства куда более тонкие, представления более значительные и развивает в людях способность замечать и ценить прекрасное».