Епифанов, Геннадий Дмитриевич


Генна́дий Дми́триевич Епифа́нов (22 июля (4 августа1900, Ростов Великий — 4 сентября 1985, Ленинград) — советский художник-график[3]. Член-корреспондент Академии художеств СССР (1975), заслуженный деятель искусств РСФСР (1963), профессор (1967)[4].

Г. Д. Епифанов в 1921—1922 годах преподавал пение в Ростовской гимназии. С 1923 по 1925 год учился в Ярославском художественно-педагогическом техникуме[4]. Работал в Ростовском музее древностей (1922—1924). С 1925 по 1930 год учился на графическом факультете Ленинградского Высшего художественно-технического института у В. Д. Замирайло, Д. И. Митрохина и В. М. Конашевича. Дипломная работа — оформление и иллюстрации детских сказок С. Я. Маршака (рук. В. М. Конашевич)[4]. Участник художественных выставок с 1934 года в том числе международных. Выставки произведений художника состоялись в Париже (1931), Кошице (1933), Стамбуле и Афинах (1934), Копенгагене и Осло (1936), Бухаресте и Лондоне (1961), Дрездене (1964), Праге (1959, 1970, 1974), Брно (1959) и др. Участник Всемирных выставок в Париже (1937) и Монреале (1967). Работы экспонировались в Ленинграде (1947, 1972). Произведения художника хранятся в Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной Публичной библиотеке, Научно-исследовательском музее Российской академии художеств, в Санкт-Петербурге, Дрезденской картинной галерее[4] и др.

Владел различными уникальными и печатными графическими техниками — рисунком пером, ксилографией (гравюра на дереве), в том числе цветной, обращался к акварели, гуаши, сепии.

Выпустил альбом ксилографий, посвящённый родному городу Ростову, альбом гравюр «Ленинград. Виды города» (1953).

В качестве художника книги сотрудничал с издательствами «Academia», "Искусство", "Советский писатель", "Молодая гвардия" и др.[4] Известен иллюстрациями к «Назидательным новеллам» М. Сервантеса (1934), «Бедной Лизе» (1947 и 1950), «Михайловский замок» О. Д. Форш (1946), Н. М. Карамзина (1947), «Королеве Марго» А. Дюма (1952), «Одиссее» Гомера (1958), удостоенными диплома на Всесоюзной конкурсе «Лучшие книги 1958 года» и серебряной медали на Международной выставке искусства книги социалистических стран в Лейпциге (ГДР) в 1959 году, «Пиковой даме» А. С. Пушкина (1966), награждёнными дипломом 3-й степени на Международной выставке книги в Москве (1967) и 1-й степени — на Всесоюзном конкурсе «Лучшие издания 1966—1967 годов» и рядом других[4].

В годы Великой Отечественной войны, в период 1941—1942 годов, являлся художником ленинградского объединения «Боевой карандаш», выполняя шрифтовые работы[4]. В 1950-е годы работал в станковой графике (пейзаж, портрет), графике «малых форм» (экслибрис)