Ка-Пезаро


Ка-Пéзаро (итал. Ca' Pesaro; Са — сокращение от Casa — дом, дворец) — дворец в Венеции, в сестиере (районе) Санта-Кроче, на Гранд-канале. Выдающийся памятник архитектуры своеобразного венецианского ренессансно-барочного стиля. С 1902 года во дворце размещаются Международная галерея современного искусства (итал. Galleria Internazionale d’Arte Moderna) и Венецианский музей восточного искусства (итал. Museo d’Arte Orientale di Venezia). Музеи находятся в ведомстве муниципального музейного фонда Венеции (Fondazione Musei Civici di Venezia)[1].

Грандиозный дворец был спроектирован выдающимся венецианским архитектором Бальдассаром Лонгеной по заказу богатой и знатной семьи Пезаро. Строительство продолжалось с 1652 по 1710 год. В 1682 году, в год смерти Лонгены, здание ещё не было закончено. Постройку завершил в 1710 году Антонио Гаспари, ученик Лонгены, внеся небольшие изменения в первоначальный проект[2][3].

Позднее величественный дворец перешёл к семье Градениго. Затем здание использовали для размещения колледжа армянской диаспоры и, наконец, в 1851 году дом был приобретён графом Гульельмо Бевилаква. После внезапной смерти последнего в 1859 году дворец унаследовала его старшая сестра герцогиня Феличита Бевилаква ла Маза, которая в своём завещании предназначила здание для размещения фонда и галереи произведений молодых художников. Её завещание было выполнено резолюцией муниципалитета Венеции от 5 декабря 1899 года[4].

Архитектура дворца схожа с другим зданием, также построенным Бальдассаре Лонгеной на Гранд-канале: Ка-Реццонико. Три этажа, облицованный мрамором фасад, чередующиеся арочные окна и колонны. Однако в архитектуре Ка-Пезаро сильнее проявлены барочные элементы, основанные на переосмыслении ордерной схемы, разработанной Якопо Сансовино. Первый этаж оформлен мощным «бриллиантовым» рустом; на втором и третьем этажах чередуются одинарные и сдвоенные колонны. тектоничность усиливается общей рельефностью, рассчитанной на игру светотени: двойной портал первого этажа, выступающие карнизы и балюстрады, раскреповка антаблемента второго яруса.

Вестибюль, расположенный по центральной оси здания, ведёт во внутренний двор с монументальным колодцем, оформленный по периметру аркадой из тёсаного камня.

От первоначального оформления интерьеров осталось немного. Частично сохранились фрески Джамбаттисты Питтони и Джамбаттисты Тьеполо, росписи и лепные потолки Н. Бамбини, А. Буттафого, Дж. Б. Крозато, Ф. Тревизани и Дж. Брусаферро[5].