Кине-Экзакта


Кине-Экзакта (нем. Kine Exakta или Kine Exacta в экспортном исполнении) — первый в мире серийный малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат, выпуск которого в Германии продолжался с перерывами с 1936 до 1949 года. Впервые камера представлена на Лейпцигской ярмарке в марте 1936 года[1]. Двумя годами ранее в СССР был выпущен аналогичный фотоаппарат «Спорт», рассчитанный на такую же киноплёнку. Но его серийное производство было налажено лишь в 1937 году, было непродолжительным, и не привело к созданию полноценной фотосистемы. Однако, среди историков фотоаппаратостроения до сих пор не прекращается спор о приоритете одной из двух этих камер[2][3][4].

Название «Экзакта» до этого уже использовалось в зеркальных фотоаппаратах фирмы Ihagee, рассчитанных на рольфильм. Приставка «Кине» символизирует применение в качестве фотоматериала наиболее распространённой в профессиональном кинематографе 35-мм киноплёнки. Бурное развитие кинотехники и рост фотографического качества киноплёнки позволяли создавать компактные фотоаппараты, пригодные для репортажной съёмки в самых труднодоступных местах. После появления малоформатных дальномерных Leica и Contax популярность этого материала стремительно возросла, заставляя производителей фототехники конструировать аппаратуру малого формата. Глава конструкторской группы Ihagee Карл Нюхтерляйн (нем. Karl Nüchterlein) тоже не остался в стороне от всеобщей тенденции, и разработал малоформатную «Экзакту», положившую начало наиболее многочисленному классу фототехники[1][5].

Принцип однообъективного зеркального фотоаппарата был известен уже в XIX веке, но с трудом использовался в господствовавших крупноформатных камерах. Большой кадр подразумевал наличие подвижного зеркала таких же размеров, которое при быстром подъёме создавало сильную вибрацию, снижая резкость снимка. Кроме того, фокальным затворам в таких фотоаппаратах предпочитали более компактные центральные, что затрудняло использование сменной оптики. Маленький кадр «Экзакты» давал возможность свести тряску от миниатюрных затвора и зеркала к минимуму, реализуя главные преимущества зеркальной конструкции: использование сменных объективов любых фокусных расстояний при их точной фокусировке и беспараллаксном кадрировании. Сквозной визир позволял использовать камеру для сопряжения с любыми оптическими приборами и макросъёмки. В то же время, техника тех лет не позволяла избавиться от главных недостатков зеркального видоискателя даже при малом формате кадра. У «Кине-Экзакты» не было изобретённой значительно позже пентапризмы, что затрудняло визирование, возможное только под прямым углом через шахту[6]. Кроме того, при диафрагмировании объектива изображение на матовом стекле затемнялось, затрудняя фокусировку[5][7].