Невско-Василеостровская линия


Третья линия Петербургского метрополитена, также известная как Не́вско-Василеостро́вская (официальное название до 1993 года[2]) или зелёная линия, соединяет через центр западные и юго-восточные районы Санкт-Петербурга на левом берегу Невы. Первая очередь «Василеостровская» — «Площадь Александра Невского» длиной 6,7 км с 4 станциями открыта 3 ноября 1967 года. Сегодня в состав линии входят 12 станций, её общая протяжённость — 28,8 км.

Эксплуатирующийся на ней электропоезд серии «НеВа», спроектированный и построенный персонально для линии, о чём свидетельствует его название — первые две буквы названия линии[3], является единственным среди городов стран Восточной Европы, Варшавского договора, Соцлагеря и постсоветского пространства, лишённым тормозной магистраликабине отсутствует кран машиниста)[4].

Первоначально планировали построить линию со станциями: «Красная площадь» (Площадь Александра Невского) — «Площадь Восстания» (нынешняя «Маяковская») — «Литейный проспект» — «Невский проспект» (нынешняя «Гостиный двор») — «Мариинская площадь» (на Исаакиевской площади) — «Театральная площадь» — «Большой проспект В. О.»[6]. Несколько позднее планы пересмотрели и утвердили следующее направление линии: «Василеостровская» — «Адмиралтейская» — «Невский проспект» — «Площадь Восстания» — «Площадь Александра Невского» — «Хрустальная»[7].

«Приморская» — «Гавань» — «Василеостровская» — «Университетская» — «Адмиралтейская» — «Гостиный двор» — «Аничков мост» — «Маяковская» — «Площадь Александра Невского» — «Смоляная» — «Хрустальная» — «Елизаровская» — «Ивановская» — «Щемиловка» — «Обухово»[8]. Из соображений экономии было решено отложить строительство большей части станций и построить только часть, а остальные встроить позже. Но поскольку строительство станций глубокого заложения без остановки движения представляется весьма сложной технической задачей, от строительства этих станций в настоящее время отказались. Предусмотрено строительство только станции «Адмиралтейская» (с пересадкой на станцию «Адмиралтейская» пятой линии), из-за важности этого пересадочного узла для разгрузки напряжённого перехода «Гостиный двор» — «Невский проспект»[9][неавторитетный источник].