Тянак, Отт


Отт Тя́нак (эст. Ott Tänak; род. 15 октября 1987 года, Кярла, Эстонская ССР, СССР) — эстонский раллийный автогонщик, пилот команды Hyundai Motorsport[англ.], чемпион мира по ралли 2019 года, вице-чемпион 2022 года, кроме того трижды занимал третье место по итогам сезона (2017, 2018, 2020). Первый чемпион мирового первенства из Восточной Европы, и из постсоветской страны в частности. С 2017 года выступает в паре с Мартином Ярвеоя[англ.].

Отт родился в посёлке Кярла на острове Сааремаа. Автоспортом начал заниматься под руководством отца в 2001 году, еще будучи учеником школы. В 2007-ом стал дипломированным автомехаником. Тогда же его заметил и взял под свою опеку известный эстонский гонщик Маркко Мартин[1]. Именно в составе его команды MM Motorsport Тянак стал чемпионом Эстонии по ралли в 2008 и 2009 годах[2].

В 2009 году на Ралли Португалии состоялся дебют эстонца в чемпионате мира и он занял 20 место в генеральной классификации. В этом же году Отт победил на небольшом европейском турнире Pirelli Star Driver. Это позволило ему в следующем сезоне выступить на шести этапах в категории поддержки мирового первенства PWRC, соревнуясь за юниорскую команду Pirelli на машине Mitsubishi Lancer Evo X[3]. Тянак провёл сезон не слишком стабильно и чередовал сильные выступления с многочисленными авариями и ошибками, но сумел продемонстрировать свой высокий потенциал и приличную скорость.

В 2011 году эстонец перешёл в более высокую категорию SWRC и занял по итогам сезона второе место с тремя победами[4][5][6]. Перед финальной гонкой он отставал от Юхи Ханнинена всего на три очка, но уже в самом начале этапа повредил подвеску об камень и смог приехать только шестым, а финн одержал победу и в гонке, и в чемпионате[7]. Тем не менее сезон был успешным и это позволило ему в том же году дебютировать на машине высшей категории на Ралли Великобритании, заняв в итоге шестое место[8]. А на 2012 год он уже заключил полноценный контакт с командой M-Sport Ford WRT.

Тянак был единственным пилотом M-Sport, который участвовал за неё во всех этапах чемпионата мира (его основным напарником был россиянин Евгений Новиков, проехавший за команду 12 гонок, но на Ралли Испании он выступал за частный коллектив Autotek Motorsport; еще несколько гонщиков участвовали на отдельных этапах). На Ралли Швеции эстонец впервые одержал победу на спецучастке: это был СУ Hagfors Sprint протяженностью всего 1,87 км (чуть позже при повторном прохождении он вновь был быстрейшим на этом допе)[9][10]. Но из-за отказа двигателя ему не удалось закончить этот этап.