Партикулярная верфь


Партикуля́рная верфь (Первая Невская верфь, Судовой двор) — петербургская верфь для постройки гражданских судов, находившаяся на Фонтанке напротив Летнего сада, на территории Соляного городка, ограниченной современными улицей Пестеля, Соляным переулком и Гангутской улицей.

С самого своего основания Санкт-Петербург из-за своего положения в дельте Невы испытывал острую необходимость в организации речных переправ. Мостов тогда в Петербурге ещё не было. Для того, чтобы создать речной флот и приучить жителей города к поездкам по воде, Пётр I выпустил указ, обнародованный 4 (15) июня 1710 года, о том, чтобы перевозные суда, если только позволяет ветер, ходили непременно под парусами, а не на вёслах . Доходы с перевозов дали возможность Петру создать Невский флот, и уже в 1716 году была учреждена Партикулярная верфь, на которой велено «делать к дому Его Императорского Величества и для раздачи, по указам, всякого чина людям безденежно и на продажу» разного рода небольшие парусные и гребные суда, а также за известную плату ремонтировать иностранные и русские коммерческие корабли и продавать на них разные материалы.

Принцип создания Невского флота состоял в том, что суда, входившие в его состав, жаловались в вечное и потомственное владение, с тем условием, чтобы владельцы содержали их в исправности, а по приходе в ветхость строили за свой счёт новые, таких же или больших, но отнюдь не меньших размеров. Раздача судов последовала 8 (19) мая и 10 (21) мая 1718 года. В указе 12 (23) апреля 1718 года государь самым обстоятельным и общепонятным образом установил правила содержания в исправности этих судов, порядок их сбора «на экзерциции», производство самих экзерциций и, наконец, определил штрафы за неисполнение этих правил[1]. В списке, по которому раздавались суда, числились синод, сенат, Невский монастырь, адмиралтейская и иностранная коллегии, полицмейстерская канцелярия, а также частные лица — несколько архиереев, сенаторов и других важных сановников, и вместе с ними — корабельные мастера, лекари, иностранцы и даже дамы. Некоторые учреждения и частные лица получали по два и по три судна, а баронам Строгановым, князю А. М. Черкасскому и канцлеру графу Г. И. Головкину пожаловано было по четыре судна.

В обязанности Партикулярной верфи входило не только содержание в исправности Невского флота, но и контроль за городскими речными перевозками, а также морскими сообщениями с окрестностями Петербурга, производившимися на казённых судах. Торговые суда должны были ежегодно проходить освидетельствование, которое заключалось не только в осмотре корпуса и такелажа судна, но и в проверке знаний шкипера и штурмана. Прошедшим освидетельствование судам верфь выдавала специальный аттестат, дающий право на осуществление перевозок.