Погребение


Погребение осуществляется путём выкапывания могилы (траншеи), размещения в ней тела умершего и засыпании его грунтом.

Целенаправленное погребение умерших людей свидетельствует о существовании в ранних человеческих обществах идей о загробной жизни или о небезразличном (особом) отношении к умершим сородичам, которое крайне редко встречается у других животных[1].

Наиболее раннее погребение Homo Sapiens, обнаруженное археологами в Африке, датируется 78,3±4,1 тысяч лет назад. Состояние могилы позволяет утверждать, что люди старались по ней не ходить[1][3].

В Европе и Передней Азии обнаружены погребения неандертальцев и других видов людей, сделанные около 120 тысяч лет назад[1].

Большинство обнаруженных ранних погребений — это могилы детей. Исходя из этого учёные предполагают, что особое отношение к умершим произошло от особо сильной эмоциональной привязанности родителей к детям[1].

Христиане чаще всего хоронят умерших в гробу, который в свою очередь опускается в могилу или гробницу в склепе. Православные христиане опускают гроб в могилу так, чтобы покойный лежал головой на запад и ногами на восток, следовательно, его лицо будет обращено на восток. Это знак ожидания наступления Второго пришествия Иисуса Христа, а также знак, что усопший идёт от заката (запада) жизни к вечности (востоку). Гроб опускают в могилу на полотенцах или верёвках. При опускании гроба также поётся Трисвятое. Эта песня ангелов символизирует переход умершего в ангельский мир. При христианском погребении не используется музыка, погребение представляет собой богослужебный обряд, в православном храме за богослужением музыка не употребляется[4]. При погребении христианина все присутствующие христиане как правило держат в руках зажжённые свечи. Пение продолжается до тех пор, пока над могилой не вырастет холмик и цветы с венками не закроют его. Первым со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенныя и вси живущий на ней» — бросает землю священник, изображая при этом на крышке гроба крест. В отсутствие священника это может сделать кто-либо из благочестивых мирян, используя землю, благословленную священником в храме[4].