Проктор, Ричард Антони


Проктор, Ричард Антони (англ. Richard Anthony Proctor; 23 марта 1837 года, район Челси, Лондон, Англия — 12 сентября 1888 года, Нью-Йорк, США) — английский астроном. Его лучше всего помнят за то, что он выпустил одну из самых ранних карт Марса в 1867 году, составив его из 27 рисунков английского наблюдателя Уильяма Раттера Доза. Позднее названия на его карте была замещена названиями Джованни Скиапарелли и Эжена Антониади, и его номенклатура была забыта (например, его «море Кайзера» стало «Большой Сирт»).

Он использовал старые рисунки Марса, относящиеся к 1666 году, чтобы попытаться определить звездные сутки на Марсе. Его окончательная оценка, в 1873 году, была 24 час. 37 мин. 22.713 сек, очень близка к современному значению 24 час. 37 мин. 22.663 сек.[1][2][3]. Тем не менее, значение Фредерика Кайзера 24 час. 37 мин. 22,622 сек. ближе на 0,012 сек. к значению 88 642,688 сек, что подразумевает очень малую разницу в погрешностях обоих вычислений.

Его отец умер в 1850 году и его мать приняла действенное участие в его образование. Он был весьма болезненным ребёнком и по улучшению его здоровья он был отправлен в Королевский колледж Лондона, а затем получил стипендию в Колледже Святого Иоанна в Кембридже. Он окончил его в 1860 году 23-м учеником[4]. Его ранее вступление в брак, будучи ещё студентом, вероятно, объясняет его низкое место во время экзамена на степень бакалавра с отличием.

Затем он обратился к астрономии и в 1865 году опубликовал статью о цветах двойных звезд в журнале Корнхилл. Его первая книга Сатурн и его система (англ. Saturn and its System) были опубликованы в том же году за свой счет. Эта работа содержит подробный отчет о явлениях, происходящих на планете; но, хотя она был благосклонно принята астрономами, у неё не было больших продаж. Он намеревался создать серию подобных трактатов, с помощью которых он хотел рассказать о Марсе, Юпитере, Солнце, Луне, кометах и метеорах, звездах и туманностях, и фактически начал монографию о Марсе, когда крах новозеландского банка лишил его независимости, что не позволило ему реализовать свои планы не беспокоясь относительно их коммерческого успеха или неудачи.

Таким образом, он стал зависеть от своих публикаций для поддержки своей семьи. Узнав о судьбе своего Сатурна и его системы, он понял, что широкую публику не привлекают работы, требующие тщательного изучения, и стал культивировать более популярный стиль. Он написал для ряда периодических изданий произведения на астрономическую тему; и хотя он заявлял, что он охотнее работал бы в каменоломне или занимался бы какой-либо другой формой тяжелого и честного, но ненаучного труда, если бы ему была бы предложена скромная компетенция, однако, он достиг высокой степени популярности, а его многочисленные работы оказали большое влияние на ознакомление общественности с основными фактами тогдашней астрономии[5].