Самуил


Самуи́л (ивр. שְׁמוּאֵל‎, Шмуэ́ль, «услышал Бог», «выпрошенный у Бога», «имя Божье») — библейский пророк, последний из судей израильских, помазал на царство первого из царей Израиля, Саула. Называется знаменитейшим из судей[2][3].

Жизнь Самуила главным образом описана в Первой книге Царств (в еврейской традиции — Первая книга Самуила).

Родители Самуила — левит Елкана из удела колена Ефремова[4][5], и Анна. Анна долго была бесплодной, переносила много обид от второй жены своего мужа, и очень скорбела. Во время одного из ежегодных посещений Скинии в Силоме Анна молила Бога сжалиться над её печалью и дать ей дитя мужского пола, и дала обет посвятить своего первенца на служение Богу и сделать его назореем. Илий, первосвященник и судья Израилев, принял её горячую молитву за опьянение. Узнав о горе Анны, Илий благословил её от лица Бога. Вернувшись домой, Анна зачала сына от мужа своего и назвала его Самуил (ивр. שְׁמוּאֵל‎, Шмуэ́ль), потому что «от Господа [Бога Саваофа] я испросила его» (1Цар. 1:20). Толкования имени Самуила по этому стиху — «услышал Бог», «выпрошенный у Бога»; также существует толкование «имя Божье». Во исполнение обета, как только Анна отняла его от груди, она привезла его в святилище в Силом, где он и провёл всю свою молодость. История чудесного рождения Самуила от страдавшей длительным бесплодием матери характерна для Библии (ср. истории Сарры, Ревекки, Рахили)[3][6][7].

Самуил воспитывался при Скинии в самое тяжёлое и смутное время в жизни израильтян. Он явился преобразователем своего народа. При слабом первосвященнике и Судье И́лии (Эли) моральное состояние до крайности пало; народу пришлось перенести жесточайшее поражение со стороны филистимлян, которые в результате захватили величайшую святыню — Ковчег Завета.

Созвав народ в Массифе[he] на торжественное покаяние, Самуил настолько поднял его дух, что филистимское иго было свергнуто; началось всеобщее и быстрое возрождение, которому особенно много содействовали основанные Самуилом «пророческие сонмы» или «пророческие школы» — своего рода религиозно-нравственные братства или общества, имевшие задачей пробуждать в народе дух патриотизма и распространять просвещение.

Самуил мудро правил народом в качестве верховного судьи до преклонных лет и высоко поднял его благосостояние. Не таковы были его сыновья (можно говорить о странной иронии судьбы, что Самуила в этом отношении постигла участь Илия), вследствие чего народ, не доверившись и отвергнув Бога, как своего прямого Правителя и Царя, опасаясь, чтобы после смерти Самуила не водворилось прежнее бесправие и анархия, стал просить его, чтобы он поставил над ними царя из людей.