Торнтон, Биг Мама


Вилли Мэй Торнтон (англ.  Willie Mae Thornton), известная по прозвищу «Big Mama» (11 декабря 1926, Аритон, Алабама  — 25 июля 1984, Лос-Анджелес, Калифорния) — американская певица и автор песен, исполнительница блюза и ритм-энд-блюза. «Большая мама» Торнтон прославилась лишь одним хитом, «Hound Dog», но он в 1953 году семь недель оставался на вершине ритм-энд-блюзовых списков журнала Billboard[2] и разошёлся в общей сложности почти двухмиллионным тиражом[3]. Версия Торнтон оказалась практически забыта после того, как песню два года спустя записал Элвис Пресли[4].

Последовавшие затем синглы «I Smell a Rat», «Stop Hoppin' on Me», «The Fish», «Just Like a Dog», в хит-парады уже не входили. В первой половине 1960-х годов певица продолжала записываться, меняя лейблы (Irma Records, Bay-Tone Records, Kent Records и др.), но оставалась полузабытой вплоть до 1968 года, когда в её исполнении вышла первая виниловая версия песни «Ball and Chain» (вскоре ставшая знаменитой в исполнении Дженис Джоплин), за которой последовали два успешных альбома на Mercury Records[5].

Торнтон считалась одной из самых «крутых» исполнительниц своего времени: она одевалась, как мужчина, и (согласно Allmusic) «никому не давала спуску, даже когда фунты один за другим стали спадать с её некогда мощной фигуры, превращая её в тростинку»[4]. В 1984 году, незадолго до смерти, Биг Мама Торнтон была введена в Зал славы блюза.

В свидетельстве о рождении Торнтон указано, что она родилась в Аритоне, штат Алабама, но в интервью Крису Штрахвицу она назвала Монтгомери, штат Алабама, местом своего рождения, вероятно потому, что Монтгомери был более известен, чем Аритон.

Её познакомили с музыкой в баптистской церкви, где её отец был священником, а мать — певицей. Торнтон и её шесть братьев и сестер начали петь в раннем возрасте. Её мать умерла рано, поэтому Вилли Мэй бросила школу и устроилась в местную таверну мыть и чистить плевательницы. В 1940 году она ушла из дома и с помощью Diamond Teeth Mary присоединилась к Hot Harlem Revue Сэмми Грина, после чего вскоре получила получила имя «Новая Бесси Смит». Её музыкальное образование началось в церкви, а продолжилось наблюдением за исполнителями ритм-энд-блюза Бесси Смит и Мемфис Минни, которыми она глубоко восхищалась.