Франко Кёльнский


Фра́нко Кёльнский (Franco de Colonia; также Франко Тевтонец, Franco Teutonicus), устар. Франко́н Кёльнский[1][2] — монах, немецкий теоретик музыки, один из ведущих учёных периода Ars antiqua, автор трактата «Искусство мензурального пения» (Ars cantus mensurabilis)[3].

Расцвет творческой деятельности около 1280 года. С большой вероятностью, деятельность Франко связана с Парижским университетом.

Под «мензуральным пением» (cantus mensurabilis) Франко понимал не мензуральную музыку и её нотацию, а ритмизованное многоголосие вообще, отсюда основная задача его труда — предложить способы нотации ритма в разного рода многоголосной музыке. Как и Иоанн де Гарландия, Франко описывал типовые ритмические модусы, сократив их число до пяти[4].

Главное достижение Франко — наблюдение о том, что различные графемы не подчиняются сложным и запутанным правилам модальных лигатур и могут означать контекстно независимые ритмические длительности[5]. Притом что описываемая в трактате система в целом укладывается в рамки перфектной (трёхдольной) мензуры, а расшифровка реальных длительностей формально подаётся как контекстно зависимая, Франко описывает такое количество «исключительных» ситуаций (паузы, приводящие к переходу из одного модуса в другой; плики[6], разбивающие стабильные ритмические формулы на мелкие длительности и т. д.), что от стопной метрики модусов мало что остаётся:

Заметь, что все модусы могут встретиться в рамках одного-единственного дисканта, ибо благодаря перфекции [то есть трёхдольности, общей для всех модусов] все модусы сводятся к одному. И не нужно непременно пытаться привязать к такому дисканту модус. Если угодно, о нем можно сказать, что он принадлежит к тому, который встречается чаще других[7].