Халле, Чарльз


Чарльз Халле (англ. Charles Hallé, собственно Карл Халле, нем. Karl Halle, также Шарль Алле́; 11 апреля 1819 года, Хаген — 25 октября 1895 года, Манчестер) — британский пианист и дирижёр немецкого происхождения.

Первоначальное музыкальное образование получил у своего отца Фридриха Халле, органиста. В 4-летнем возрасте уже свободно читал ноты; в абонементном концерте общества Concordia исполнил небольшую сонату; после этого ежегодно (до 1835) выступал как пианист. В 1827—1835 гг. учился в школе, в эти же годы (1826—1833) в концертах Concordia играл на литаврах в оркестре под руководством отца[2]. 16 сентября 1828 г. состоялось его первое выступление в Касселе; там же познакомился с Луи Шпором. В 1830 г. в Хагене впервые выступил в качестве оперного дирижёра, заменив заболевшего отца, в операх В. А. МоцартаВолшебная флейта»), К. М. ВебераВольный стрелок», «Preciosa»), Д.ОбераФра-Дьяволо», «Немая из Портичи)», Ф.ГерольдаЦампа[нем.]»)[2].

В июне-сентябре[2] 1836 г. учился в Дармштадте у Христиана Генриха Ринка (фортепиано) и Готфрида Вебера (теория музыки).

С октября 1836 г. жил в Париже. Совершенствовался у Дж.Осборна[англ.][2][3] (фортепиано). В 1842, 1845 гг. выезжал на гастроли в Германию, в 1843 г. — в Англию. В 1840—1847 гг. выступал как пианист-ансамблист в составе фортепианного трио с Дельфеном Аляром (скрипка) и Огюстом Франкоммом (виолончель). Был первым пианистом, исполнившим в Париже все сонаты Людвига ван Бетховена[3]. Кроме того, давал уроки в Париже (в частности, у него занимался Луи Моро Готшалк). Парижский круг общения Халле был весьма широк, наряду с выдающимися музыкантами (Г.Берлиоз, А. М. Бертон, Л.Керубини, Ф.Лист, Ф.Шопен) в него входили литераторы (Гюго, Бальзак, Жорж Санд и др.). Известно, что Халле аккомпанировал художнику Энгру, скрипачу-любителю, при исполнении последним сонат Моцарта.

С началом революции 1848 года в марте Халле покинул Францию и переселился в Англию; жил Лондоне (первое выступление — 12 мая 1848, концерт «Император» Бетховена, Ковент Гарден), с августа — в Манчестере (первое выступление — в сентябре 1848 зале «Джентльменских концертов», Питер-Стрит)[4]. В 1852 г. перешёл в британское подданство[2]. Преподавал фортепиано, возглавлял «Джентльменские концерты» (с 1850), симфонический оркестр музыкального общества «Цецилия» (с 1852); в 1854—1855 г. руководил оперными спектаклями. В эти же годы в Лондоне давал домашние фортепианные концерты (с 1852), выступал в качестве дирижёра и пианиста в концертах Нового филармонического общества[англ.] (с 1852).

Одновременно он начал выступать как дирижёр с новосозданным оркестром под руководством Джона Эллы[англ.]. В 1853 г. он был приглашён в качестве постоянного дирижёра в оркестр, работавший в Манчестере.