Чекки д’Амико, Сузо


Су́зо Че́кки Д’Ами́ко (итал. Suso Cecchi D’Amico; 21 июля 1914[1][2][…], Рим, Королевство Италия — 31 июля 2010[3][1][…], Рим, Италия) — итальянская киносценаристка, одна из видных деятельниц итальянского кинематографа XX века.

Родилась в артистической семье. Дебютировала сценарием фильма «Мой сын профессор» режиссёра Ренато Кастеллани (1946).

Вошла в большое кино в 1948 году, когда на экраны вышел фильм Витторио де Сики «Похитители велосипедов» — ключевая лента итальянского неореализма. На следующий год французский режиссёр Рене Клеман снял по сценарию Сузо Чекки д’Амико ставшую знаменитой картину «У стен Малапаги».

Спустя три года, фильмом «Самая красивая» начинается длительное и плодотворное сотрудничество сценаристки с режиссёром Лукино Висконти — они работали вместе над фильмами «Чувство» (1954, по Камилло Бойто), «Белые ночи» (1957, по Достоевскому), «Рокко и его братья» (1960, по Джованни Тестори), «Леопард» (1963, по Джузеппе Томази ди Лампедуза), «Посторонний» (1967, по Альберу Камю), «Людвиг» (1972), «Семейный портрет в интерьере» (1974), «Невинный» (1976, по Габриеле д’Аннунцио).

Сотрудничала и с другими выдающимися итальянскими режиссёрами периода неореализма, например, «Дама без камелий» (1953) и «Подруги» (1955) Микеланджело Антониони, «Сальваторе Джулиано» (1962) Франческо Рози, «Казанова’70» (1965, номинация на премию Оскар за лучший сценарий) Марио Моничелли. Работала с Альберто Латтуадой, Валерио Дзурлини, Франко Дзефирелли, Луиджи Коменчини, Дереком ДжарменомКараваджо»), Михалисом Какояннисом, Мартином Скорсезе, Никитой МихалковымОчи черные») и др.; написала либретто к опере Нино Роты «Двое застенчивых[вд]» (I due timidi; 1950).

Ей принадлежат колоритные устные мемуары Storie di cinema (e d’altro) (1996) записанные её внучкой Маргаритой Д’Амико и переведённые на русский язык[4].