Скорсезе, Мартин


Ма́ртин Чарльз Скорсе́зе (англ. Martin Charles Scorsese, род. 17 ноября 1942, Куинс, Нью-Йорк, США) — американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист и актёр.

Фильмам Скорсезе присущи жестокость и насилие, в кинематографических кругах он известен как мастер гангстерских лент. Огромное влияние на режиссёра оказали кинокартины Кинга Видора, Джона Хьюстона, Майкла Пауэлла, Эмериха Прессбургера, Джона Форда, Элиа Казана, Бернардо Бертолуччи и многих других[4]. Скорсезе предпочитает не менять создателей своих проектов, постоянно работая с Робертом Де Ниро, Леонардо Ди Каприо и монтажёром Тельмой Скунмейкер.

Наиболее примечательные картины режиссёра — «Злые улицы», «Таксист», «Бешеный бык», «Последнее искушение Христа», «Славные парни», «Мыс страха», «Казино», «Банды Нью-Йорка», «Авиатор», «Отступники», «Остров проклятых», «Хранитель времени», «Волк с Уолл-стрит» и «Ирландец».

28 февраля 2003 года Скорсезе стал обладателем звезды на Голливудской аллее славы[5]. Он является обладателем ряда наград, включая премии «Оскар», «BAFTA», «Золотой глобус», «Эмми», «Грэмми», «Золотой пальмовой ветви», «Золотого медведя», «Сезар», «Серебряного льва» и премии Гильдии режиссёров Америки. Чтец Джефферсонской лекции[en] (2013).

Скорсезе неоднократно признавался одним из величайших и наиболее влиятельных кинорежиссёров современности: так, опрос, проведённый в 2010 году популярным американским журналом Paste, показал, что жители США считают Скорсезе лучшим ныне живущим режиссёром, он оставил позади Жана-Люка Годара и Стивена Спилберга[6]. Составитель официальной биографии режиссёра Винсент Лобрутто сравнивает его с ещё одной легендой мира кино — Стэнли Кубриком, «только Кубрик холоден и аналитичен, а Скорсезе — горяч и эмоционален»[7].

Франческо Скорсезе, дедушка Мартина по отцу, родился в Италии в коммуне Полицци-Дженероза в начале 1880-х годов[8]. Мать Франческо умерла, когда ему было шесть или семь лет, поэтому после ещё одной женитьбы отца мальчик чувствовал себя брошенным[8]. Вскоре он был усыновлён фермером, жившим по соседству[8]. Работая в полях, Франческо начал думать об Америке, стране свободы, стране возможностей[8]. В то время юноша был так называемым итал. contadino — членом крестьянского класса фермеров, рыбаков и ремесленников[9]. Он усердно работал на земле своего приёмного отца, у которого были большие планы на Франческо[9]. Он желал, чтобы сын помогал ему ещё и по дому и когда-нибудь женился на одной из его дочерей, однако девятнадцатилетний Франческо был непреклонен: с каждым взмахом косы его желание отправиться в США всё увеличивалось[9]. Отклонив предложение отца, он сел на судно и прибыл в Америку в начале XX века[9].