Салоны Издебского


«Салоны» Издебского — две передвижные международные художественные выставки, организованные одесским скульптором, критиком, предпринимателем-энтузиастом и пропагандистом нового искусства[1] Владимиром Алексеевичем Издебским в период с декабря 1909 по май 1911 года в ряде городов Российской империи. Они внесли заметный вклад в становление русского авангарда и в формирование русско-французских художественных связей, стали одним из первых масштабных выставочных проектов в России начала XX века, позволили отечественному зрителю сопоставить новейшие течения западноевропейского и российского искусства.

Приоритет в организации крупного совместного выставочного показа произведений российских и французских художников принадлежал Сергею Дягилеву, который осенью 1906 года в рамках экспозиции парижского Осеннего салона открыл ретроспективную выставку «Два века русского искусства и скульптуры», разместившуюся в 12 залах Гранд-Пале. Из 53 показанных русских художников немалое место занимали представители нового искусства — от Михаила Врубеля и Виктора Борисова-Мусатова до совсем ещё молодых учащихся МУЖВЗ Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, помогавшего Леону Баксту в подготовке экспозиции[2][3]. В других залах «Осеннего салона» демонстрировалась большая ретроспектива творчества Поля Гогена, показывались работы Поля Сезанна и одного из новых лидеров европейской живописи Анри Матисса[4]. На их фоне успех новой русской живописи в Париже был умеренным, хотя в зале Врубеля «часами простаивал Пабло Пикассо»[5], и Врубеля, а также Бакста, Ларионова и других российских художников избрали пожизненными членами «Осеннего салона»[6].

Важнейшую роль в дальнейшем развитии русско-французских выставочных связей сыграл секретарь «Осеннего салона» поэт и художественный критик Александр Мерсеро[en]. В 1906 году московский промышленник, меценат и художник-любитель Николай Рябушинский привлёк его к сотрудничеству в журнале «Золотое руно», а в апреле—мае 1908 года, параллельно выпуску журнала, Рябушинский и Мерсеро организовали первую крупную совместную выставку современных французских и российских художников на территории России, в Москве, — «Салон Золотого руна»[7].