Абд аль-Кадир аль-Мараги


Абд аль-Ка́дир ибн Гайби́ Ха́физ Мараги́ (перс. عبدالقادر بن غیبی حافظ مراغی‎, азерб. عبدالقادر مراغی, Әbdülqadir Maraği [Аб­дул­га­дир Ма­ра­ги[2]]) (1353—1435) — персидский[3][4]музыкант и теоретик музыки тюрк­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния[2], родом из исторической области Азербайджан. Аль-Мараги наряду с Сафиаддином Урмави внёс огромный вклад в теоретическое исследование музыкальной культуры Азербайджана (исторический регион северного Ирана[5])[6]. Был придворным музыкантом багдадских халифов, служил при дворе Тамерлана в Самарканде. В ряде трактатов (начало XV в.) дал теоретическое изложение системы 24-х ладов, описания форм и жанров, а также многих музыкальных инструментов своего времени. Хоть и родным языком аль-Мараги был азербайджанский, за исключением нескольких тюркских стихов, все произведения написал на персидском[1].

Родился в 1353 году в Мараге[7]. Согласно этномузыкологу и рецензенту «Большой российской энциклопедии» М. В. Есиповой — тюркского происхождения[2]. Отец Абд аль-Кадира, Мавлана Гайби был образованным и уважаемым в городе человеком. Он заметил ранние способности сына и решил обучить его. В четыре года аль-Мараги читал наизусть Коран, в 8 лет — овладел грамматикой, в 10-летнем возрасте ходил с отцом на меджлисы учёных мужей и шейхов, где искусно исполнял сложные музыкальные произведения. Аль-Мараги также сочинял поэтические произведения, владел каллиграфией, «а по письму на камне ему не было равного и подобного». Живший в XV век Мухаммад Исфизари утверждает, что аль-Мараги обладал тремя талантами — музыканта, художника-каллиграфа и поэта. Он писал о нём:

В начале 1370-х годов Абд аль-Кадир аль-Мараги участвует в меджлисах правителя — султана Увейса Джалаира. Получил в жёны дочь Хаджи Ризваншаха ибн Заки ат-Тебризи за сочинение музыкальных произведений (цикла мугамов).

Во время походов Тамерлана аль-Мараги в 1393 году, как и многие другие искусные мастера и художники был угнан в Самарканд. В центре Мавераннахра музыкант также пользовался большой славой. В «Фирмане» (указе) Тамерлана (1397 год) аль-Мараги назван «падишахом всех знатоков музыки». Абд аль-Кадир возвращается в Тебриз. Но вскоре, в связи с тяжёлой обстановкой при дворе Миран-шаха, известного своими кровавыми расправами над поэтами того периода, он вынужден бежать в Багдад, где Тамерлан приговорил его, как приближённого Миран-шаха к смертной казни. Однако отменил свой приговор, впечатлённый прекрасным голосом аль-Мараги и его мастерским чтением суры из Корана. Аль-Мараги снова стал придворным музыкантом Тамерлана.

В начале XV века в Мавераннахре и Хорасане учёный работает над теоретическими трудами, в которых подытожил свой богатый опыт. Аль-Мараги в период с 1405 года по 1413 год работает над большим трактатом «Джами аль-альхан» («Собрание мелодий»).