Авиационный пулемёт


Авиацио́нный пулемёт (авиапулемёт) — вид пулемётов, устанавливаемых на летательных аппаратах (боевых самолётах, вертолётах, автожирах и других).

Авиационные пулемёты имеют несколько разновидностей — турельные, синхронные, крыльевые и другие[1]:

Исторически первыми вооружениями в авиации, применяемыми в боевой обстановке, стали револьверы, пистолеты (личное оружие пилотов и пилотов-наблюдателей), позже, скорострельные пушки («Илья Муромец»), пулемёты, флешетты, бомбы. Так, во время Империалистической войны для бомбардировок применялись дирижабли и аэропланы.

В 1913 году немецким инженером Ф. Шнейдером была запатентована первая в мире схема пулемётного синхронизатора — устройства, позволяющего устанавливать пулемёт позади воздушного винта аэроплана и стрелять через вращающийся винт без риска повредить его.

В Российской империи первым русским самолётом-истребителем стал С-16 (1915 год), вооруженный синхронным пулемётом, стреляющим вперёд и оборонительным пулемётом, стреляющим назад[2]. А первыми авиапулемётами в России были пулемёт ДА конструкции В. А Дектярёва и ПВ-1 — переделка пулемёта «Максим» конструкции А. В. Надашкевича. Позже в Союзе ССР им на смену пришёл пулемёт ШКАС, в 1932 году.

Некоторые русские бомбардировщики С-22 или «Илья Муромец» имели до восьми оборонительных пулемётов, и мог брать на борт до 500 килограмм бомб.