Адмирал Макаров (крейсер)


«Адмирал Макаров» — первый русский и советский броненосный крейсер[1] типа «Баян» (см. также «Паллада» (1907 год) и «Баян» (1908 год)).

Общая длина «Адмирала Макарова» составляла 137 метров. Максимальная ширина судна составляла 17,5 метра, осадка 6,7 метра, водоизмещение 7 750 длинных тонн (7 870 тонн). Экипаж корабля состоял из 568 человек (офицеров, нижних чинов и других). «Адмирал Макаров» был наименован в честь адмирала Степана Осиповича Макарова.[2]

На корабле были установлены две вертикальные паровые машины тройного расширения общей проектной мощностью 16 500 лошадиных сил (12 304 кВт), предназначенные для движения крейсера со скоростью 21 узел (39 км/ч).[3] Однако во время ходовых испытаний они развивали 19 320 лошадиных сил (14 410 кВт) и разгоняли корабль до максимальной скорости 22,55 узла (41,76 км/ч; 25,95 миль/ч). Пар для двигателей вырабатывали 26 котлов Бельвиля. Крейсер был способен перевозить максимум 1 100 длинных тонн (1 118 тонн) угля, хотя дальность его плавания неизвестна[2]. В другом источнике указана его дальность плаванья была рассчитана на 3 300 морских миль, при запасе угля в 1 020 тонн[1]

Основное вооружение «Адмирала Макарова» состояло из двух 8-дюймовых (203 мм) 45-калиберных орудий в одноорудийных башнях на носу и корме. Восемь 6-дюймовых (152 мм) орудий были установлены в казематах по бортам корпуса корабля.[4] Противоторпедную оборону корабля обеспечивали двадцать 75-миллиметровыми 50-калиберных орудий; восемь из них были установлены в казематах по бокам корпуса и в надстройке. Остальные орудия располагались над казематами шестидюймовых орудий в поворотных креплениях с орудийными щитами. На «Адмирале Макарове» также были установлены четыре 47-миллиметровых пушки Гочкиса. Корабль также имел два подводных 457 мм торпедных аппарата, по одному на каждом борту.[5]

На броненосном крейсере использовалась крупповская броня. Пояс по ватерлинии имел толщину 190 миллиметров над машинными отделениями. В носу и корме он уменьшался до 90 мм. Верхний пояс и казематы имели толщину 60 мм. Броневая палуба имела толщину 50 мм; над центральной батареей она состояла из одной плиты, а в других местах - из 30-миллиметровой плиты над двумя 10-миллиметровыми плитами. Орудийные башни были защищены броней толщиной 132 миллиметра, а борта башни управления имели толщину 136 миллиметров.[6]

Когда отряд под флагом контр-адмирала В. Литвинова («Адмирал Макаров», «Богатырь», «Цесаревич» и «Слава») находился в Средиземном море, то 28 декабря 1908 года стало известно о землетрясении на Сицилии. Литвинов сразу же направил корабли на помощь. Команды действовали самоотверженно и в высокой степени умело, успев спасти множество сицилийцев.[7]