Акимов, Иван Акимович


Ива́н Аки́мович Аки́мов (22 мая [2 июня1754, Санкт-Петербург, Российская империя — 15 [27] мая 1814, там же)[1] — русский живописец и рисовальщик, один из крупнейших представителей классицистической школы исторической живописи второй половины XVIII века; педагог, один из первых историографов русского искусства[2]. Академик (с 1782; ассоциированный член — «назначенный» с 1778) и директор (1796—1799) Императорской Академии художеств, директор Императорской Шпалерной мануфактуры (с 1791), статский советник.

Родился в Санкт-Петербурге, как считается, 22 мая (2 июня) 1754 года; сын наборщика Сенатской типографии Акима Фёдоровича Акимова. В десятилетнем возрасте, после ранней смерти отца и по несамостоятельности матери, написал прошение о приёме в воспитанники Академии художеств.

Акимов обладал преподавательским даром и имел весьма большое влияние на образование русских исторических живописцев, хотя сам не был первоклассным художником, в частности, по своим произведениям ставился ниже своего современника и ученика Г. И. Угрюмова; по определению современного российского графика и теоретика В. Г. Власова, картины Акимова «скучны по цвету и напоминают тускло подкрашенные рисунки»[3]. Иван Акимович был, возможно, одним из первых историографов русского искусства. Хорошо известна его статья «Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках, „Северный вестник“, СПБ. 1804, ч. 1, № 3.». Занимался также драматической литературой.

Акимов завещал Академии капитал в 15 тысяч рублей ассигнациями на содержание двух стипендиатов его имени.

Среди работ И. А. Акимова у Н. Собко[18] упоминаются также местные образа для Свято-Троицкой церкви в Александро-Невской лавре («Бог Саваоф» над царскими вратами, «Св. Троица» и «Успение Божией Матери» — по бокам их, «Архангелы Гавриил и Михаил» на северных и южных дверях), Михайловского замка (где Акимов написал картины на зеркалах по поручению императора Павла I, а также образ Святой Троицы для замковой церкви), картины: «Князь Рюрик, поручающий при кончине своей сына своего, младенца Игоря, и вместе с ним княжение Олегу» (картина написана для камергера Петра Васильевича Мятлева), «Крещение великой княгини Ольги»[19] и «Новгородцы, ниспровергающие Перуна»[20] (две последние — ныне в Русском музее), «Подвиг знаменосца унтер-офицера Азовского полка Старикова», «Пётр I, пишущий указ Сенату в лагере под Прутом», эскизы образов для Казанского собора («Рождество Богородицы», «Сошествие Св. Духа», «Спаситель» и «Божия Матерь», виньетки к «Описанию Крыма» Сумарокова, рисунки для медалей: с надписью «Отечество за усердие, 1807» и на открытие в Полтаве монумента в память одержанной Петром I победы (1808).

В начале XX века прекрасные рисунки работы Акимова находились в собраниях С. С. Боткина и гр. Е. В. Мордвиновой.