Александр Невский (фрегат)


«Александр Невский» — винтовой фрегат 50-пушечного ранга военно-морского флота Российской империи, последний русский боевой корабль, построенный из дерева.

«Александр Невский» был вторым и завершающим судном в серии типа «Дмитрий Донской», созданного на основе чертежей фрегата «Генерал-адмирал» американской постройки. Конечный проект был разработан корабельным инженером И. С. Дмитриевым.

Фрегат строился «с подряда» — то есть, организацией постройки по договору занималось частное лицо. Для этого последнему предоставлялось стапельное место на одном из государственных судостроительных заводов и необходимые материалы.

23 сентября 1858 года был подписан контракт с купцом 1-й гильдии С. Г. Кудрявцевым (до этого уже построившим для флота фрегат «Аскольд»), который взялся построить корпус нового фрегата за 170 000 рублей серебром.

12 января 1859 года на стапеле казённой Охтинской верфи в пригороде Санкт-Петербурга С. Г. Кудрявцевым были выставлены «первые дерева киля». Строительство начал корабельный инженер полковник И. С. Дмитриев. 2 мая 1859 года строящийся фрегат был внесён в списки флота, и в этот же день приказом Управляющего Морским министерством ему было присвоено наименование в честь Александра Невского. Механизмы были заказаны Адмиралтейским Ижорским заводам в Колпино. Однако в дальнейшем их переадресовали на броненосный фрегат «Севастополь», а механизмы «Севастополя» стоимостью 400 000 рублей производства Механического и литейного завода Берда передали на «Александр Невский». Строительство фрегата заканчивал штабс-капитан А. А. Свистовский[1].


21 сентября 1861 года фрегат был спущен на воду. 4 октября его привели в плавучем доке в Кронштадт, а 14 октября поставили в сухой док и приступили к обшивке подводной части медными листами, монтажу механизмов и вооружения. 14 июня 1863 года фрегат «Александр Невский» под командованием капитана 1-го ранга А. Н. Андреева начал кампанию, подняв флаг и вымпел. 26 июня корабль с комиссией морского ведомства проходил паровую пробу механизмов. На мерной миле фрегат развил среднюю из двух пробегов скорость 11,77 узлов при средней индикаторной мощности машины 2556 л. с.