Алматыэлектротранс


Предприятие основано в г. Алма-Ата в 1937 году, ранее называлось Алматинское трамвайно-троллейбусное управление (АТТУ). Впервые трамвайное движение было открыто в 1937 г. 7 ноября, троллейбусное в 1944 г.

На базе (АТТУ) решением акима г. Алматы от 20 марта 1998 года было создано КГП «Алматыэлектротранс», «Учредителем» которого является городской акимат в лице акима города . 30 мая 2007 г. постановлением перерегистрировано на Коммунальное предприятие на праве хозяйственного ведения Акимата г. Алматы «Алматыэлектротранс» В 2013 году КГП на ПХВ Алматыэлектротранс постановлением акимата была сделана перерегистрация на ТОО «Алматыэлектротранс»

ТОО «Алматыэлектротранс» — товарищество с ограниченной ответственностью, осуществляет пассажирские перевозки в городе Алма-Ата электрическим транспортом: троллейбусами, трамваями (до 2015 года) и с 2011 года автобусами. Имеет 1 троллейбусный парк вместимостью 250 единиц, электрохозяйства и автогараж (в прошлом трамвайный парк )[1]. Общий подвижной состав включает 195 троллейбусов, 939 автобусов на газе и на дизельном топливе[2]. Количество тяговых подстанций 22 единицы. Установленная мощность 72000 кВт. Общая протяжённость контактной сети 480 км, общая протяжённость кабельной сети 259,1 км.[3].

В 1966 году киевский инженер Владимир Веклич[8][9] создал систему соединения троллейбусов в поезд с управлением по системе многих единиц (СМЕ)[10][11].

В конце 1970-х годов инициатором внедрения системы В. Веклича на троллейбусах ЗиУ-9 стал начальник службы подвижного состава Алма-атинского трамвайно-троллейбусного управления Б. А. Шейнберг. В. Векличем ему были переданы необходимые результаты исследований троллейбусных поездов, а главным инженером киевского завода электротранспорта Владимиром Мышакиным — конструкторская документация. Троллейбусный поезд ЗиУ-9 был создан по образцу и подобию поезда Škoda 9Tr[12] специалистами Казахского политехнического института[7]. В 1981 году, после успешных испытаний поезда в Алма-Ате, на которых от киевлян присутствовал В. А. Мышакин, рабочие чертежи системы были переданы на Ленинградский завод по ремонту городского электротранспорта. По ним была разработана конструкторская документация и освоено производство троллейбусных поездов[10][13] с последующим внедрением поездов более чем в 20 городах СССР[14].