Бреньо, Андреа


Андреа ди Кристофоро Бреньо (итал. Andrea di Cristoforo Bregno), 1418, Клаино-кон-Остено, Ломбардия — 1506, Рим)[5] — итальянский скульптор и архитектор раннего Возрождения. Мастер монументальных надгробий. Иногда упоминается под прозванием Антонио да Монтекавалло (итал. Antonio da Montecavallo): «Антонио — Лошадиная гора».

Андреа Бреньо родился на Севере Италии, в Ломбардии, в одной из самых известных художественных семей области Остено. Его отец Кристофоро Бреньо и братья Амброджо и Джироламо также были скульпторами и архитекторами. Они основали мастерскую в Ферраре. После смерти Бартоломео Бона в 1467 году братья Бреньо осуществляли руководство строительством Дворца Дожей и других важных зданий в Венеции.

Андреа Бреньо пригласили переехать из Венеции в Рим, когда папой римским под именем Павла II в 1464 году был избран уроженец Венеции Пьетро Барбо. Во время понтификата Сикста IV делла Ровере (1471—1484) Андреа Бреньо получал много заказов и возглавил мастерскую, производившую скульптурные надгробия кардиналов и других деятелей папской курии. В итальянской средневековой традиции было принято ради экономии места устраивать в церкви настенные надгробия, включающие приподнятые над полом саркофаги или кенотафы, скульптуру, рельефы и росписи. Среди подобных произведений мастерской А. Бреньо: настенный монумент кардиналу Лодовико де Альбре в церкви Санта-Мария-ин-Арачели (1465), гробница Джованни Делла Ровере в церкви Санта-Мария-дель-Пополо (1483) и другие произведения в той же церкви.

Успех Бреньо был так велик, что его сравнили с греческим скульптором Поликлетом в эпитафии к гробнице Бреньо в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва. Отец Рафаэля Санти, Джованни Санти, в 1480-х годах упомянул Бреньо в биографии Федерико да Монтефельтро, герцога Урбинского. Бреньо часто работал с Мино да Фьезоле в Риме, и его «ломбардская манера» стала более классической благодаря изучению им образцов античной скульптуры в римских собраниях. Андреа Бреньо сам был одним из первых коллекционеров «антиков». Анонимное сочинение «Prospettivo Milanese», написанное в 1499—1500 годах, посвящено мраморному торсу из коллекции «Маэстро Андреа», который, по-видимому, является прославленным позднее Бельведерским торсом (ныне в собрании Ватикана)[6].

Андреа Бреньо входил в аристократический круг знатоков и коллекционеров произведений искусства, литераторов-гуманистов из окружения папы Сикста IV и Бартоломео Платины, первого библиотекаря Ватиканской апостольской библиотеки. Бреньо сыграл значительную роль в формировании подлинно классического стиля эпиграфики — надписей, которые имеются на созданных им надгробиях. В Сикстинской капелле он сотрудничал с Мино да Фьезоле и Джованни Далматой, устраивая небольшую канторию (балкон для певчих).