Гадди, Аньоло


Аньоло Гадди (итал. Agnolo Gaddi; ок. 1350, Флоренция — 16 октября 1396, Флоренция) — живописец и скульптор итальянского проторенессанса флорентийской школы. Член большой семьи флорентийских художников Гадди. Джоттеск (последователь Джотто ди Бондоне). Сын живописца Таддео Гадди[2].

Аньоло родился около 1350 года, поскольку первый документ, в котором он упоминается, датированный 1368 годом, показывает, что он работал в Риме в Ватиканском дворце для папы Урбана V со своим старшим братом Джованни и его товарищами по ученичеству Джованни да Милано и Джоттино. Его обучение, очевидно, происходило в семье художников, в которой, помимо его брата Джованни (о котором мало что известно, возможно, потому, что он умер преждевременно), также были известные отец Таддео и дед Гаддо ди Дзаноби.

С ранних лет Аньоло был вынужден сам добывать средства на жизнь и помимо живописи занимался ещё и торговлей. К юношескому периоду творчества относится полиптих 1375 года с изображением Мадонны на троне с Младенцем и святыми, предназначенный для доминиканского храма Санта-Мария-Новелла и ныне хранящийся в Национальной галерее Пармы. В 1387 году Аньоло Гадди поступил в Братство живописцев Святого Луки (Compagnia di San Luca[3].

В капелле Пояса Марии (la Cappella del Sacro Cingolo) Собора в Прато Аньоло Гадди во фресках воссоздал историю Девы Марии и легенду о Её поясе. По заказу Якопо дельи Альберти Гадди выполнил росписи главной капеллы францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции на тему «Легенды об Истинном Кресте», легенды, особо почитаемой францисканцами.

Алтарные образы написанные Аньоло Гадди находятся во флорентийских церквях Санта-Мария-Новелла и Санто-Спирито, а также хранятся в Академии изящных искусств Флоренции. В 1381-87 годах Аньоло Гадди создал эскизы мраморных скульптур для Лоджии делла Синьория и кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Последние годы своей жизни Аньоло Гадди отошёл от живописи и занимался исключительно коммерцией. В возрасте приблизительно сорока пяти лет художник скончался во Флоренции 16 октября 1396 года.

Аньоло Гадди жил и работал в переходный период развития флорентийского искусства. Как и его отец, находясь под влиянием творчества Джотто, он не смог добиться какого-либо существенного обновления художественного языка. Востребованный в своё время, позднее он был почти забыт либо упоминался в качестве примера застоя в искусстве флорентийского треченто. Критики ХХ века, такие как Джулио Карло Арган, определяли его как монотонного и безжизненного, многословного рассказчика[4][5].