Апоксиомен


Апоксиомен (др.-греч. Ἀποξυόμενος — скребущий себя) — тип древнегреческой статуи, изображающей фигуру атлета, очищающего себя стригилем (скребком) от смеси песка, пыли, грязи и пота после состязаний.

Наиболее известным произведением этого типа является «Апоксиомен» работы выдающегося древнегреческого скульптора второй половины IV в. до н. э. Лисиппа из Сикиона, созданный в бронзе в 330 году до н. э. Плиний Старший назвал бронзовую статую Апоксиомена главным произведением Лисиппа. В «Естественной истории» Плиния говорится, что римский полководец Марк Випсаний Агриппа установил статую Лисиппа в своих термах, которые он воздвиг в Риме около 20 года до н. э. Позднее император Тиберий так полюбил статую, что «перенёс её в свою спальню, заменив другой статуей, но римский народ настолько не мог примириться с этим, что криками в театре потребовал поставить Апоксиомена на прежнее место»[1]. Бронзовый оригинал Лисиппа не сохранился. Лучшая из позднейших реплик из пентелийского мрамора находится в Музее Пио-Клементино в Ватикане. Её обнаружили в 1849 году при раскопках в римском районе Трастевере (по правому берегу Тибра).

Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского. Его Стиль соответствовал духу эпохи великих македонских завоеваний IV в. до н. э. Он выражает динамику, культ силы и власти. Статуя Апоксиомена (даже с учётом возможных неточностей позднейшей реплики) характерна удлинёнными пропорциями, свойственными эстетике относительно позднего периода античного искусства: необычно маленькая голова, противоречащая «канону Поликлета», слишком короткий торс, длинные ноги и сравнительно тонкие руки. Удлинённые пропорции, беспокойные силуэты и натуралистические детали — свойства эллинистического искусства. В сравнении с произведениями Лисиппа фигуры, созданные Поликлетом в период высокой классики (середина V в. до н. э.), кажутся тяжеловатыми, как и его прославленный контрапост. Однако сам скульптор, по свидетельству Павсания, утверждал, что «у него не было иных учителей, кроме природы и статуи „Дорифора“ скульптора Поликлета»[2].