Арийское христианство


«Арийское христианство» («деиудаизация», «арианизация» христианства) — расистская антисемитская концепция, согласно которой христианство имеет «арийское» происхождение и сущность и должно быть очищено от наследия иудаизма. Центральной является идея «арийского Иисуса» о том, что Иисус Христос по происхождению или по духу был «арийцем». Концепция была создана в XIX веке авторами псевдонаучных расовых теорий и получила распространение в XX—XXI веках в рамках национал-социализма, неонацизма и неоязычества[1][2][3].

Арийский миф противопоставляет «арийскую расу господ» («арийцев») «семитской расе» в лице прежде всего евреев (откуда возник термин антисемитизм). При этом «семитской расе» приписываются сугубо отрицательные качества, делающие её прямой противоположностью «арийской расы». Перед сторонниками этой идеологии стоял вопрос об отношении к христианству как к религии, тесно связанной с иудазмом. Часть из них отвергла христианство и обратилась к неоязычеству, другие стремились очистить христианство от любых следов иудаизма и вернуться к «изначальному» «арийскому христианству». Умеренные сторонники «арийской» идеи принимали христианскую этику, считая её «арийской», тогда как радикалы усматривали в ней еврейское наследие, поскольку «арийское героическое начало» никак с ней не сочеталось[1].

Арийский миф был тесно связан с традиционным европейским антисемитизмом, обогатив его новой расистской идеологией. Однако в ходе своего развития он порвал с традицией христианского антисемитизма и принял антихристианский характер, какой по сути носят как «арийское» неоязычество, так и само «арийское христианство»[2][3].

В раннем христианстве было сформировано положительное отношение к древним евреям, исповедовавшим истинную веру. Однако позже в христианстве положительное отношение к еврейскому народу сменилось на резко отрицательное. Согласно этим взглядам, отвергнув Иисуса Христа, и, согласно Евангелию, распяв Его, иудеи стали врагами Бога и Нового Израиля (Христианской церкви) или просто заблуждающимися. Формировались представления о коварстве иудеев, подготавливающих приход Антихриста и призванных служить ему[1].

Вальтер Лакер отмечает, что переход от религиозного антисемитизма к расовому произошёл достаточно плавно. По его мнению, расовый антисемитизм мог быть воспринят в основном теми, чьё образование веками базировалось на религиозной доктрине с акцентом на обвинении евреев в распятии Христа[4].

Вопрос о внешности и национальной принадлежности Иисуса связан с тем, что в Новом Завете отсутствует описание его человеческой внешности. Возникла закономерность, когда какое-либо национально-христианское движение могло придавать Иисусу черты своей культуры или даже причисляло к своему народу, как это было, например, у европейцев в XIX веке или у негров и индейцев в XX веке. При этом искажалась биография Иисуса.