Арктическая экспедиция Андре (1897)


Арктическая экспедиция Андре — экспедиция 1897 года под руководством шведского инженера-естествоиспытателя Саломона Андре с целью достижения Северного полюса на воздушном шаре Все три участника экспедиции погибли.

Саломон Андре (1854—1897) — первый шведский воздухоплаватель, предложил организовать экспедицию на заполненном водородом воздушном шаре от Шпицбергена к России или Канаде, при этом её путь должен был пройти, если повезёт, прямо через Северный полюс. Патриотически настроенные силы встретили эту идею с энтузиазмом, так как Швеция, будучи северной страной, отставала в гонке за Северный полюс.

Андре пренебрёг многими потенциальными опасностями, связанными с его планом полёта в Арктику на воздушном шаре, которые были очевидны задолго до начала экспедиции. Для безопасности подобного путешествия большое значение имеет возможность реально контролировать полёт воздушного шара, и было много свидетельств тому, что изобретённая Андре техника пилотирования с помощью крепёжных канатов оказалась неэффективной; однако он всё же поставил судьбу экспедиции в зависимость от прочности канатов.

Воздушный шар «Орёл» (Örnen) имел объем 5000 м³, трёхслойную наружную оболочку из лакированного шёлка и был изготовлен французским фабрикантом и воздухоплавателем Анри Лашамбром. Он легко поднимал экипаж из трёх человек со снаряжением и мог продержаться в воздухе не менее 30 суток[1]. Но перед тем как он был доставлен непосредственно на Шпицберген его производителем из Парижа, он не прошёл предварительной проверки, а когда измерения показали, что утечки водорода происходит больше, чем ожидалось, Андре не посчитал это серьёзной проблемой, потенциально чреватой катастрофой. Большинство учёных-современников экспедиции видели оптимизм Андре, верили в мощь современных технологий и пренебрежительно относились к силам природы как основным факторам в серии возможных событий, которые случились на самом деле и привели к смерти Андре и гибели двух его молодых соратников — Нильса Стриндберга (1872—1897) и Кнута Френкеля[англ.] (1870—1897)[2].