Аспасия


Аспа́сия или Аспа́зия (др.-греч. Ἀσπασία, дословно «ласковая»; родилась около 470 года до н. э., Милет — умерла, по одной из версий, после 400 года до н. э.) — древнегреческая гетера, возлюбленная Перикла, с которой связывают становление Афин как культурного центра Эллады.

О раннем периоде жизни Аспасии почти ничего не известно. Аспасия родилась около 470 года до н. э. в Милете в аристократической семье, стала гетерой, примерно в 440-х годах до н. э. переехала в Афины, где сблизилась с влиятельным политиком Периклом. До смерти последнего в 429 году до н. э. она была его спутницей (историки пишут о подобии брака, близком к конкубинату). Не позже 440 года до н. э. Аспасия родила сына — Перикла Младшего, который впоследствии благодаря влиянию отца получил афинское гражданство. Мнения античных авторов и современных исследователей о природе отношений между Периклом и Аспасией разделились: одни говорят о страстной любви (это мнение большинства), другие — о расчёте и о том, что Аспасия была нужна Периклу в первую очередь как политический советник. Афиняне приписывали гетере большое влияние и считали её ответственной за многие решения Перикла: звучали даже обвинения в том, что из-за Аспасии были развязаны Самосская и Пелопоннесская войны. После смерти Перикла Аспасия стала женой незнатного политика Лисикла, но уже в 428 году до н. э. овдовела. После этого она не упоминается в источниках. Возможно, Аспасия ещё была жива в 400 году до н. э., когда происходит действие диалога Платона «Менексен».

При жизни Перикла Аспасии удалось создать в своём доме светский салон, в котором собирались наиболее известные интеллектуалы Эллады: скульптор Фидий, философы Анаксагор и Сократ, историк Геродот и другие. Благодаря сократической литературе (прежде всего Платону) сформировался образ женщины-мудреца. Существуют мнения, что именно Аспасия впервые использовала метод дискуссии Сократа, что этот философ был её учеником.

Аспасия упоминается в ряде аттических комедий, о ней рассказывает биограф Перикла Плутарх. Образ Аспасии, красивой женщины-интеллектуалки в окружении мужчин, обрёл популярность в эпоху Нового времени (в том числе в связи с распространением идей феминизма). Возлюбленная Перикла стала персонажем ряда произведений художественной литературы, опер и картин.