Атения


«Атения» (англ. S.S. Athenia) — британский пассажирский лайнер. 3 сентября 1939 года, всего через несколько часов после объявления правительством Соединённого Королевства войны Германии, подводная лодка U-30 под командованием оберлейтенанта Фрица-Юлиуса Лемпа потопила «Атению», приняв её по ошибке за вспомогательный крейсер. «Атения» стала первым судном, потопленным немецкими подводными лодками во Второй мировой войне.

Была построена компанией Fairfield Shipbuilding and Engineering Company, Ltd. Её закладка состоялась на верфях компании в Говане, (Шотландия) в 1923 году. Заказчиком выступила компания Anchor-Donaldson Ltd., предназначавшая лайнер для трансатлантических маршрутов между метрополией и Канадой. Большую часть своей карьеры «Атения» курсировала между Глазго или Ливерпулем, и Квебеком и Монреалем. Во время зимы она действовала как круизный лайнер. После 1935 года перешла в собственность компании Donaldson Atlantic Line Ltd.

Тоннаж «Атении» составлял 13 465 брт, в длину она достигала 160,4 метра, ширина её составляла 20,2 метра. Силуэт двухмачтовой и однотрубной «Атении» был типичен для лайнеров такого класса, построенных в период между двумя мировыми войнами. Лайнер мог перевозить 516 пассажиров в стандартных каютах, и дополнительно 1000 в третьем классе. Два винта с приводом от паровых турбин позволяли развивать скорость до 15 узлов.

1 сентября 1939 года «Атения» под командованием капитана Джеймса Кука вышла из Глазго, направившись в Ливерпуль, для того, чтобы забрать дополнительных пассажиров и грузы. 3 сентября 1939 года «Атения» вышла из Ливерпуля, уже после этого на её борту было получено сообщение о вступлении Великобритании в войну. U-30 встретила лайнер в 250 милях к северо-западу от ирландского острова Иништрэхалл и в 19:39 выпустила две торпеды без предупреждения. В 19:45 по центральноевропейскому времени обе торпеды попали в цель.[1]

Различные суда, включая британский эсминец «Электра», американский танкер «Сити оф Флинт», и другие направились к месту атаки. Капитан «Электры» лейтенант-коммандер Сэмми А. Басс, старший из офицеров, принял на себя командование операцией.

При затоплении судна погибли 117 пассажиров и членов экипажа. Атака на гражданское судно была признана военным преступлением, которое нарушало статью 22 Лондонского морского договора 1930 года, запрещавшую военным кораблям и подводным лодкам топить торговые суда, не эвакуировав предварительно пассажиров, членов экипажа и судовые документы (в том числе судовой журнал) в безопасное место. Также игнорировались положения Лондонского морского договора 1936 года, не только запрещавшие подобные действия, но и гарантировавшие безопасность мирного судоходства[2].