Афслёйтдейк


Афслёйтдейк (нидерл. Afsluitdijk [ˈafslœy̆ˌdɛi̯k] — «закрывающая дамба») — дамба длиной 30 км, расположенная в Нидерландах между населёнными пунктами Ден-Увер (провинция Северная Голландия) и Зюрих (провинции Фрисландия). Построенная в 1927—1933 годах в рамках проекта «Зёйдерзе», дамба отгородила залив Зёйдерзе от Северного моря и превратила его в пресноводное озеро Эйсселмер. Ширина дамбы составляет 90 м, изначальная высота — 7,25 м над уровнем моря, уклон стен — 25 %. По плотине проходит шоссе A7 (европейское шоссе E 22) и велосипедная дорожка. Длина дороги между Ден-Увером и Зюрихом — 32 км.

Цель постройки Афслёйтдейка — защита от наводнений внутренних территорий страны. Дамба предотвратила часть последствий наводнения 1953 года, не дав ему затопить берега озера Эйсселмер.

План плотины и осушения Зёйдерзе был разработан нидерландским инженером Корнелисом Лели ещё в 1891 году. Воплотить план решились только в 1913 году, однако начавшаяся в 1914 году Первая мировая война поставила крест на его реализации. В ходе войны в Нидерландах осознали важность иметь собственные ресурсы продовольствия (нидерландские гавани легко блокировались), а для этого требовались новые земли. Когда в 1916 году на страну обрушилась огромная приливная волна, стали очевидны все преимущества задумки Лели.

Строительство началось в четырёх точках: с противоположных концов и на двух специально созданных для этого островах Корнвердерзанд и Брезанд. Для основы плотины использовались валуны, которые оказались более подходящим материалом, нежели песок или глина, причём извлекались они со дна залива в процессе дноуглубительных работ.

Корабли сваливали камни двумя параллельными грядами, после чего между ними засыпался песок, который также засыпался камнями. Затем строящаяся дамба усиливалась базальтовыми камнями, а в завершение плотина была досыпана песком и покрыта слоем почвы, на которой была высажена трава.

Процесс строительства продвигался быстрее, чем ожидалось, однако были и свои трудности — в трёх местах по ходу расположения дамбы находились более глубокие подводные желоба, где приливные течения были наиболее сильными. В результате на два года раньше запланированного, 28 мая 1932 года, последний пролив был перекрыт, и залив Зёйдерзе превратился в пока что ещё солёное озеро Эйсселмер. Сама плотина была открыта 25 сентября 1933 года, после достижения требуемой высоты и прокладки автомобильной дороги.