Ачала


Ачала (санскр.: Acala, Achala अचल; яп. 不動 Фудо: «недвижимый, неизменный») — гневное божество-защитник в буддийском направлении Ваджраяна. Относится к Видья-раджа и считается самым сильным из них, занимая по этой причине важное положение в ваджраянской иконографии. Почитается в основном в Китае и Японии (яп. 不動明王 фудо: мё:о:), также в некоторых других странах.

Изображается обычно как чудовищное человекоподобное существо мощного телосложения, лицо которого всегда выражает крайний гнев, брови нахмурены, левый глаз прищурен, а нижние зубы-клыки кусают верхнюю губу; в правой руке оно держит меч, в левой — лассо или его подобие, хотя в различных буддийских школах Индии, Японии и других стран детали облика божества могут несколько отличаться. Функцией Ачалы является защита всех живущих от демонов путём сжигания всего «нечистого», а гневный взгляд символизирует разрушение слепоты от неверия.

Согласно наиболее распространенной гипотезе, образ Ачалы происходит от высшего индуистского божества Шивы, одним из прозвищ которого было «Ачала-натха» (санскр. «непоколебимый защитник»). Буддизм Ваджраяны впитал в себя многие элементы индуизма, в том числе и божеств, вследствие чего Шива в образе Ачалы-натхи занял место в свите защитников будды Вайрочаны.

Считается, что первое изображение Ачалы вместе с другими буддийскими реликвиями из танского Китая привез в Японию Кукай (Кобо Дайси) в IX веке. В первой половине VIII века индийский монах Боддхиручи перевел на китайский Амогапаса-сутру (яп. 不空羂索神変真言経, Фуку: кэндзяку дзимпэн сингон-кё), где впервые обозначил Ачалу как «непоколебимого посланника (будды Вайрочаны)» (яп. 不動使者 фудо-сися).

В буддийской тантре (яп. 密教 миккё:) просветленные существа предстают трех формах: будд, бодхисаттв и защитников, формируя триаду (яп. 三輪身 санриндзин). Защитники, к которым относится Ачала, имеют гневный, устрашающий облик. Они устраняют внешние помехи Учению Будды и возвращают заблудших на путь Истины. Соответственно, Ачала является защитным проявлением будды Вайрочаны.

О связи Ачалы с Шивой (Махешварой) упоминается также в трактате танского времени «Трисамая: тайный метод мантры святого Незыблемого» в переводе Амогаваджры. Согласно этому тексту, когда будда Вайрочана достиг просветления, вокруг него собрались обитатели всех возможных миров, и только гордый «Властелин трех тысяч миров» Шива не откликнулся на призыв.