Ашвамедхикапарва


Ашвамедхикапарва (санскр. आश्वमेधिकपर्व , «Книга о жертвоприношении коня») — четырнадцатая книга «Махабхараты», состоит из 2,7 тыс. двустиший (96 глав по критическому изданию в Пуне). «Ашвамедхикапарва» повествует об объединении древнеиндийских княжеств под началом Пандавов в ходе выполнения древнеиндийского ритуала ашвамедха после того, как они одержали победу над Кауравами в битве на Курукшетре. «Ашвамедхикапарва» включает один из важнейших философских текстов Махабхараты — Анугиту, которая представляет собой продолжение Бхагавадгиты.

Вайшампаяна продолжает рассказывать Джанамеджае о судьбе Пандавов. Юдхиштхира, поднявшись из воды на берег Ганги вслед за совершившим возлияния воды для покойного у Бхишмы Дхритараштрой, в смятении чувств падает на землю. Пандавы собираются вокруг него, а Дхритараштра и Кришна, обратившись с ободряющими речами, призывают Юдхиштхиру продолжать нести царское бремя. Владыка Пандавов в ответ выражает намерение уйти в отшельнический лес и просит Кришну дать на это согласие. Вьяса порицает Юдхиштхиру за нарушение велений смрити и предлагает очиститься от греха совершением жертвоприношений раджасуя, ашвамедха, сарвамедха и нарамедха. Тот соглашается, но сетует на отсутствие необходимых для жертвоприношения богатств, поскольку казна оказалась пустой в результате разорительной войны. Вьяса предлагает воспользоваться сокровищем, оставленном брахманами в Гималаях при жертвоприношении царя по имени Марутта, а затем по просьбе Юдхиштхиры рассказывает предание о жившем во времена Крита-юги Марутте.

После завершения рассказа Вьясы, к опечаленному Юдхиштхире со словами утешения подходит Кришна. Он говорит, что Юдхиштхира — главный враг самого себя, и излагает сказание о победе Индры в битве с Вритрой. Затем Кришна, выполняя роль психотерапевта, говорит, что болезни тела и сознания взаимообусловлены. Признаком здоровья служит равновесие трёх качеств психики: саттвы, раджаса и тамаса. Если одно из них преобладает, необходимо медицинское вмешательство. Юдхиштхире, победившему Кауравов, предстоит иная битва в одиночку, где единственным его оружием будет сознание (манас). Высшей цели можно достичь, лишь отринув всё телесное и избавившись от чувства собственности. Понимание того, что исконная природа внешних и внутренних врагов иллюзорна, избавляет от великой напасти. Кришна завершает свой монолог призывом совершить богатые жертвоприношения с обильными дарениями брахманам.

После того, как друзьям и родственникам удаётся успокоить Юдхиштхиру, он совершает заупокойные обряды для павших и продолжает вместе с братьями править землёю. Кришна и Арджуна, преисполнившись ликования, предаются веселью в рощах, в горах, в прудах и реках. Затем они прибывают в Индрапрастху, где повествуют друг другу во дворце собраний всевозможные истории о битвах и о своих бедствиях. Наконец Кришна выражает намерение вернуться к сыновьям в Двараку и предлагает Арджуне попросить на это позволения у Юдхиштхиры. Арджуна через силу соглашается.