Аютия (государство)


Аю́тия (тайск. อาณาจักรอยุธยา) — тайское государство, существовавшее с 1351 по 1767 годы. Название Аютия (Аюттхая) происходит из языка санскрит. Айодхьей называлась столица древнеиндийского государства Кошала, родины бога Рамы, описанного в поэме «Рамаяна».

Государство Аютия развилось из небольшого политического образования в долине Менама. Это было буддийское государство, но правление в нём осуществлялось по индуистско-махаянистскому прототипу (как в Кхмерской империи), то есть правитель считался девараджей, а администрация была бюрократической.

Правители активно занимались законотворчеством. В 1355 году было введено суровое наказание за кражу рабов и увод свободных земледельцев. В 1360 году Раматхибоди I объявил всю землю в Аютии принадлежащей правителю. Налог устанавливался в размере десятой доли урожая. В 1376 году было введено деление земледельческого населения на правых (военнообязанных) и левых (гражданских). Молодёжь проходила профподготовку по военной или строительной специальности в отрядах (му), которые объединялись в батальоны (конг) и полки (кром). Первый, третий и другие нечётные сыновья приписывались в му со стороны матери, а второй, четвёртый и другие чётные — отца. Фискальной единицей было рисовое поле (на). Принадлежность людей к социальной категории определялась «разрешением» от правителя на исполнение какой-либо работы.

При Боромотрайлоканате (14481488) была создана семиранговая иерархическая система «сактина». Другой системой, определявшей жизнь в государстве, был патронаж: житель деревни, обязанный выполнением государственных работ, выбирал себе патрона из должностных лиц.

Социальная структура общества Аютии была следующей: к знати относилась наследственная аристократия (семья правителя), также к господствующему классу относились столичная (трактун) и служилая (куннанг) знать, верхний слой крестьян. Основная масса земледельческого населения (прай) сохраняла свободу. Существовали рабы, они могли принадлежать светским лицам (даса) и монастырям (кха, пхра).

В отличие от Дваравати в Аютии одноимённая столица была не только политическим, но и экономическим и военным ядром государства. Другими крупными городами были Лопбури, Супанбури, Пра Патом, Након Найок.